Кебра Нагаст. О Кебра Нагаст

  1. Кебра Нагаст. Предисловие
  2. Кебра Нагаст. Заметки редактора
  3. Кебра Нагаст. Исторические смыслы Кебра Нагаст

Царь Соломон правил Иудеей и Израилем около трех тысяч лет назад. Помимо того, что его называли мудрейшим из людей, когда-либо живших на земле, справедливым правителем и добродетельным царем, он был также историком, оратором, поэтом, тем, кто понимал силу и значимость слова. Но самое главное, он был, как говорится, Божиим человеком, и единственным его грехом, как о том свидетельствует история, была его страсть ко многим женщинам и желание распространить свое семя по всему свету так, чтобы его род никогда не прервался. Эта страсть вынудила его ослушаться Бога, что стало началом крушения его империи.
Рассказ об этом пороке Соломона, о его трагической ошибке, и составляет основу Эфиопской Библии, Кебра Нагаст, что переводится как «слава царей». В этой книге, в отличие от Библии Короля Джеймса, мы видим, как царь Соломон борется со своей участью смертного. Мы видим его отчаянно ищущим — через неповиновение Богу — то, что от него ушло. И все-таки его великая страсть приносит ему сына, чья судьба может сравниться с его собственной. Бей-на-Лекхем, или Давид, как его назвал Соломон, посколькумальчик был похож на своего деда, царя Давида, — муж добродетели, который продолжил работу Соломона и распространил его славу на Эфиопию.
Итак, слабость Соломона к женщинам, которая принесла ему одни разочарования и угрожала разрушить его империю, дала ему как раз то, чего он жаждал: сына, который пошел по его стопам и благодаря своей добродетели оказался еще мудрее, чем он сам.
Кебра Нагаст рассказывает о потере Соломона и его награде, о том, как он сошел с путей Бога, женившись на дочери фараона и начав поклоняться ее золотым идолам. За это он был жестоко наказан, и мы видим, и в Библии и в Кебра Нагаст, что он впал в абсолютный нигилизм. Поставленный Богом на колени, Соломон открывает, что знания есть не что иное, как печаль. Его разочарование («Ибо в великой мудрости скрыта великая печаль, и умножающий свои знания множит свои скорби») — горькая нота Экклезиаста. Единственной радостью Соломона в конце его жизни, согласно Кебра Нагаст, становится его вера в то, что его единственный эфиопский сын Бейна-Лекхем превзойдет его достижения и принесет еще большую славу всей Соломоновой династии.
Но от какой эфиопской женщины Соломон произвел на свет сына? Конечно, ответ ясен — от Царицы Шебы.

Царица Савская, царица Сабы (Шебы). страны, находившейся в Южной Аравии. Когда флот царя Соломона проник в порты ее царства, царица сабеев, наслышанная о необычайной мудрости Соломона, решила лично убедиться в этом и совершила путешествие в Иерусалим (3 Цар., 10). откуда возвратилась с богатыми подарками. По абиссинскому преданию, у нее от царя Соломона родился сын Менелик (Бейна-Лекхем), который стал родоначальником династии абиссинских царей.

По всем свидетельствам, она была черной женщиной, Царицей Юга, чья родная страна находилась в южной части Аравии
Ее звали Македа, Шебой называлась страна, откуда она была родом. Согласно легендам, она также обладала мистической силой и могла потягаться с всеведущим Соломоном. Кебра Нагаст заставляет нас поверить в то, что Македа усвоила мудрость Соломона и его выдающиеся качества справедливого правителя, и все это она взяла с собой в Эфиопию. И затем, родив Соломону сына, она выждала подходящее время, чтобы рассказать сыну об обстоятельствах его рождения и облечь его царской властью.
В этой конкретной истории интересно то, что она учитывает и черный фактор в библейском учении. Идея эта не нова. Согласно преданию, династия Соломона «перемешана», и, следовательно, темнокожие люди в Библии, как и в коптской литературе, несомненно обнаруживаются среди самых известных патриархальных и матриархальных фигур. К примеру, Моисей был женат на женщине из страны куши-тов.

Кушиты — обитатели древнего государства Куш, находившегося на территории современного Судана и части Египта. В широком смысле ку-шитами называли восточноафриканские несемитские племена (галла, сомали и др.), к которым причислялись также древнейшее население Вавилонии и финикийцы

Македа была определенно с темным цветом кожи. Хам, сын Ноя, по преданию, был черный. Известный теолог профессор Уолтер Артур Маккрей в книге «Черное присутствие в Библии» пишет: «Существование и нравы черных людей из Африки описаны в Библии. Библия содержит громадное количество информации, написанной черными людьми, посвященной им и во многих случаях им адресованной». Более чем вероятно, что среди множества людей Исхода были и черные люди, и что египтяне, сирийцы и евреи (и другие народы библейских рассказов) были не просто темнокожие, но имели черты черной расы. И чем был Израиль во времена Соломона, как не союзом многих народов, включая и людей черного цвета кожи?
Кебра Нагаст утверждает, что Бог избрал и возлюбил людей Эфиопии, потому что они не отвергли Сына Человеческого, когда Он проходил через их земли. Они, согласно ее тексту, оберегали и любили Спасителя. Однако самое смелое заявление Кебра Нагаст состоит в том, что Ковчег Завета был увезен в Эфиопию, и это есть самое сердце Кебра Нагаст, то, что делает этот документ объектом такого повышенного интереса. Большая часть текста книги посвящена тому, как Бейна-Лекхем похитил из Храма Ковчег Завета и перевез его в Эфиопию. Согласно этому мифу, эфиопами руководили Ангелы Божий, которые и помогли забрать Ковчег. Легенды гласят, что он находится в Эфиопии (в городе Аксуме) и по сей день.


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий