Регги (reggae) – одна из национальных форм поп-музыки. Корни регги – в народной музыке Ямайки (и Латинской Америки вообще), а также в ритм-энд-блюзе. Этот сплав возник в 60-е годы, когда ямайские музыканты попытались по-своему воспроизвести новоорлеанский ритм-энд-блюз, который слышали по радио. Любовь ямайцев к ритм-энд-блюзу не случайна – ведь многие жители «солнечного острова» были потомками чернокожих рабов, завезенных на Ямайку в XVII веке из Африки.

Движение регги – это не только музыка, но и определенное мировоззрение. Религией ямайских регги-музыкантов (а позже и белых исполнителей регги) стало растафарианство. Рас Тафари Макконен – император Эфиопии, который, согласно предсказанию, должен был принести свободу всем страдающим, помочь им покинуть «Вавилон» и вернуться на Родину, в освобождённую Африку, к этническим и духовным «корням» (понятие roots – одно из важнейших у растаманов). Идеалом является всеобщее равенство и братство, однако, достигаться оно (по мнению большинства растаманов) должно не революционным, а духовным путем. Инструментом личностного совершенствования и всеобщего примирения для растаманов стала марихуана, почитаемая на Ямайке, как трава мудрости (по преданию, она выросла на могиле царя Соломона). У растаманов есть свои цвета (сочетание красного, желтого и зеленого); их можно безошибочно опознать по так называемым дрэдам (прическа из скрученных в косички волос), которые, согласно раста-представлениям, являются антеннами в духовный мир, средством общения с богом Джа.

Историческим и стилистическом предшественником регги является ска, у которого регги позаимствовало характерную ритмику и инструментарий. Однако ска было слишком быстрым, чтобы танцевать под него знойным ямайским летом. Темп был значительно замедлен, а ритм стал еще более расслабленным и прихотливым: сильные доли часто пропускалась вообще, а слабые активно акцентировались (аккордами духовых и гитары). Басовая партия могла быть достаточно витиеватой. Найти «правильный» ритм для регги-музыканта было очень важным – только так можно создать «позитивные вибрации», которые и должна транслировать музыка регги.

Мир регги очень разнообразен – он простирается от совершенно безыскусного, неприукрашенного регги в исполнении старейшины Ли «Скрэтча» Перри до эстрадного, «приглаженного» варианта Элтона Эллиса. Но королем и классиком регги-движения, конечно же, был и остается Боб Марли, сумевший высказать в музыке все чаяния и надежды растаманов. Его регги, оставаясь миролюбивой танцевальной (к тому же, интересно инструментованной) музыкой, несло и мощный социально-политический заряд, призывало растаманов и все человечество не забывать о «корнях», о возвращении к истокам. Боб Марли скончался в 1981 году, однако до сих пор продолжают выходить неизданные прежде записи. Для растаманов он является не просто поэтом и музыкантом, но и пророком. Среди крупных фигур движения следует назвать Питера Тоша (начинавшего свою карьеру вместе с Марли в составе группы THE WAILERS) и Линтона Квези Джонсона – пожалуй, наиболее политизированных регги-деятелей, позволявших себе весьма резкие высказывания против американского и британского правительства. Линтон Квези также стал изобретателем даб-поэзии (поэтический текст, монотонно начитываемый на ритм регги). Необходимо вспомнить также TOOTS & THE MAYTALS (им приписывается само изобретение слова «регги»), Макса Ромеро, Юниора Марвина, Банни Ливингстона, BLACK UHURU, BURNING SPEAR, STEEL PULSE, ASWAD, CULTURE и др.

В 70-е годы музыка регги начала проникать в Европу и Америку. Боб Марли давал концерты в Лондоне, его пластинки достигали высоких позиций в хит-парадах США. В 1976-м артист был вынужден покинуть Ямайку, спасаясь от преследования – отныне он поселился в Туманном Альбионе (а Линтон Квези переехал сюда еще раньше, начав активную подрывную деятельность). Музыка регги пришлась по душе и панкам (THE CLASH), и диско-исполнителям (SUPERMAX). Эстафету переняли пост-панки – POLICE представили несколько отстраненный, холодноватый вариант регги. В «опопсении» жанра сказали свое веское слово британцы UB40 (в составе этой группы были и выходцы из Ямайки). Регги приобретало все большую коммерческую популярность. В 1983 ямайской BLACK UHURU вручили премию Grammy Award как лучшей регги-группе. С тех пор с регги экспериментируют многие музыканты; появился и электронный вариант этого стиля (даб).

Удивительно, но интерес к регги проснулся и в далекой от жаркого ямайского солнца России. Как утверждают историки, случилось это еще на рубеже 70-80-х. Первыми пропагандистами регги в России стали «Аквариум» и… «Карнавал» А. Барыкина. Среди нынешних русских регги-групп можно выделить «Джа Дивижн», «Аддис-Абеба», «Каникулы Бонифация», «Аддис-Абеба»


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий