Как всем хорошо известно, ремиксы и дабовые композиции – неотъемлемая часть современной музыки. Немногие, однако, знают о том, что эти замечательные вещи были изобретены в крошечной студии на Бромилли Авеню 18, в Уотерхаузе – районе Кингстона (столицы Ямайки). Пионером даба был звукорежиссер и “оператор звуковой системы” (по-нашему – “хозяин аппарата”) Осборн Раддок, более известный миллионам слушателей, тысячам исполнителей и сотням продюсеров всего мира под именем “Короля” Табби (King Tubby).

Табби родился в Кингстоне в 1941 году, а в 1968 у него уже был собственный звуковоспроизводящий аппарат и дискотека “Home Town Hi-Fi”. Впрочем, при наличии аппарата устроить дискотеку на Ямайке проще простого – благо, климат и погода к этому располагают – и поэтому соперничество между владельцами “систем” не прекращалось ни на минуту. Каждый стремился, чтобы музыка, которая у него звучит, была “самой-самой”. Одной из крупнейших “систем” в то время была дискотека Рудольфа Редвуда из Спэниш-Тауна (бывшей столицы Ямайки, расположенной в 20 километрах от Кингстона), которая скромно называлась “Ruddy’s Supreme Ruler of Sound” (“Верховное Правительство Звука Рудди”). По словам диджея-ветерана Денниса Алькапоне, Рудольф каждую неделю появлялся в студии Коксона и оптом скупал все, что было записано в последние дни. Потом он записывал эту музыку на ацетатные диски, которые можно было воспроизводить только на его аппарате. Такой подход был чрезвычайно эффективным – мелодии, которые пользовались успехом у посетителей дискотеки, можно было выпустить в свет именно тогда, когда на них появлялся спрос. Кроме того, работающая по такому принципу дискотека неизбежно привлекала всех, кто интересовался новой музыкой. Вскоре Редвуд начал выпускать свои собственные варианты популярных песен и привлек к сотрудничеству Байрона Смита с принадлежавшей Дюку Рейду студии Treasure Isle Studio.

Сначала Табби волей-неволей приходилось равняться на упомянутых выше мэтров из Спэниш-Тауна – в частности, на Рудди и на Сеймура Вильямса (по кличке “Стерео”) – однако вскоре он убедительно доказал свое приеимущество. Когда Табби ставил на своей “системе” известные хиты рок-стеди, под них тут же начинал читать свои телеги диджей Ю Рой – предшественник всех современных рэперов. В начале 70-х Табби купил машину для нарезания пластинок и занялся подготовкой музыки для дискотек. В 1972 у него появился двухканальный магнитофон и самодельный микшер, и он начал теснее сотрудничать с такими продюсерами, как Банни Ли и Ли Перри. Вместе с Ли Перри в 1973 году они записали альбом стерео-даба “Blackboard Jungle”. В то же время Табби работал и с другими, менее известными, но не менее интересными продюсерами и музыкантами – включая Глена Брауна, Аугустуса Пабло, Уинстона Райли, Роя Кузинса и Карлтона Паттерсона. В один прекрасный день Банни Ли познакомил Табби с ребятами из студии Dynamic Studio, и те продали ему четырехканальный микшерный пульт. Обладая некоторыми знаниями в области электроники, Табби доработал этот пульт и получил возможность плавно поднимать и опускать уровень инструментов. Это сразу же дало ему преимущество перед Эрролом Томпсоном из студии Studio 17, а также перед другими операторами, которым приходилось “резко” включать и выключать дорожки обыкновенными кнопками. Многие из этих операторов зарабатывали на жизнь тем, что записывали на B-сторонах синглов их упрощенные ритмические версии, тоже называя это “дабом”. Табби удалось самостоятельно сделать даже “процессор задержки” (просто одев петлю магнитной ленты на головки старого двухканального магнитофона). В 1974 году Табби работал наиболее продуктивно – основным клиентом его студии стал Банни Ли, который записывал в ней сотни ритмов и пробовал всех своих музыкантов, включая Джонни Кларка и Корнелла Кэмпбелла.

Импровизация стояла во главе угла. Большая часть дабов Табби записана “вживую”, то есть непосредственно в процессе исполнения композиции. Табби “играл” на кнопках и ручках своего оборудования точно так же, как джазмен выдувает соло из своей трубы. Каждый раз, когда Табби записывал даб, он отличался от всех остальных вариантов этой песни. Естественно, при этом не обходилось и без участия продюсера Ли, который всегда был где-то рядом.

Табби мог внезапно двинуть кулаком по своему пружинному ревербератору (при этом возникает характерный звук “громового” хлопка одной ладони) – и сразу же подать на вход линии бесконечной задержки короткий “тестовый” сигнал с пульта. Несколько позже он начал использовать в своей музыке целый ряд других эффектов – например, сирены и выстрелы. Успех был ошеломляющим – продюсированные Банни Ли альбомы “Dub From the Roots” (Даб От Корней) и “The Roots Of Dub” (“Корни Даба”) раскупались со скоростью звука.

К середине 70-х Табби стал признанным мастером и начал обучать тонкостям даба других звукорежиссеров и продюсеров. Когда его ассистент того времени “Принц” Филип Смарт уехал в Штаты (сегодня он работает в крупнейшей реггей-студии HCF на Лонг-Айленде), Табби взял к себе вернувшегося в 1976 году из Канады Ллойда Джеймса, более известного под именем “Принца” (позднее – “Короля”) Джемми. Именно Джемми, родившийся 26 октября 1947 года, познакомил Табби с Банни Ли на одной из дискотек в Уотерхаузе (на этой дискотеке, кстати, выступал диджей Лиззи). Джемми записал для Банни Ли сотни композиций, многие из которых получили всемирную известность. В 1978 году Джемми открыл свой собственный звукозаписывающий лейбл Imprint и дебютировал с ошеломляющей инструментальной версией песни “Skank I Shek”. К 1985 году Джемми стал одним из наиболее известных ямайских продюсеров и уже сам начал обучать своему искусству многих музыкантов и техников.

К концу 70-х годов любимым звукооператором Табби стал “Ученый” (Scientist) Овертон Браун. Все звукорежиссеры, которые работали с Табби, имеют свой собственный звук, и в то же время во всей их музыке легко узнается характерная “печать” Табби.

В начале 80-х “Король” Табби посвятил все свои усилия созданию новой студии. В 1985 году она, наконец, начала работать и вскоре выпустила свой первый хит – “Temper” Энтони Ред Роуза. Табби был готов к продуктивной работе и новые ритмы ждали своего воплощения…

…Но ранним утром 6 февраля 1989 года произошла трагедия. По дороге из студии в Уотерхаузе к себе домой на Шерлок Крисчент, 85, Табби был застрелен неопознанным убийцей в расположенном неподалеку парке Духани. Ямайская музыка лишилась одного из своих наиболее влиятельных и талантливых представителей. Полиция так и не смогла найти убийцу, но от небесного правосудия ему не уйти.

Несмотря на трагическую гибель своего создателя, музыка Табби продолжает звучать по всему миру и находит отклик в сердцах миллионов людей. Созданная Табби культура даба продолжает вдохновлять многих исполнителей и изменять наши представления о музыке.

Табби был и остается “Королем”.


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий