Soundsystem – потрясающее и гениальное явление, которое породило реггей и распространило его по миру. Саундсистемы появились ещё до того, как появился реггей, в 50х годах прошлого века. Уже тогда ямайцы гордо называли свой остров самым громким в мире, по нему вдоль и поперёк ездили грузовички, забитые всевозможным музыкальным оборудованием, прежде всего усилителями с колонками. Таким образом, любой пустырь мог стать большой дискотекой, куда придут тысячи человек. Звук ощущался повсюду.
В то время самой модной музыкой на острове был американский ритм-н-блюз. Владельцы саундсистем бывали в США и привозили оттуда самые последние и модные релизы, при этом стараясь опередить конкурентов. Со временем это «соревнование» стало уже нешуточным. Селекторы* саундсистем стирали с пластинок имена исполнителей, названия песен и лейблов, чтобы конкуренты как можно дольше не смогли заполучить очередной хит. Дабы самим не перепутать такие пластинки, они придумывали другие названия, зачастую приплетая название своей саундсистемы, и посетители вечеринок могли вообще не знать, как называется тот или иной трек.

1
Сейчас уже сложно сказать, кто же впервые догадался создать саундсистему, но первыми двумя прославившими Ямайку были «The Trojan» Дюка Рида и «Sir Coxsone The Downbeat» Клемента «Кокосна» Додда (Clement Coxone Dodd). Стоит сказать пару слов о каждом из этих людей.

Дюк Рид (Duke Reid), до того как стал первым из самых известных ямайских продюсеров и владельцев саундсистем, успел 10 лет отработать в полиции и стать владельцем ликёрного магазинчика. Он был меломаном, ставил музыку в своём магазинчике, а в 50-х годах решил собрать свою саундсистему. Сначала он просто зазывал посетителей в магазин с помощью колонки, а потом стал устраивать по вечерам небольшие дискотеки около него, что стало приносить ему значительный доход.

По началу Дюк Рид занимался всем практически в одиночку. Он был и владельцем саунд системы и её промоутером, сам же ставил пластинки. Название – «The Trojan» – его саундсистема получила благодаря малогабаритному грузовичку Leyland Trojan, на котором он перевозил оборудование и на боку которого красовалась надпись «Duke Reid, The Trojan King Of Sounds». Позднее Дюк Рид стал спонсором и ведущим радио передачи, а со временем – самым влиятельным человеком в музыкальном бизнесе ямайки и открыл собственную студию, «Treasure Isles» (название позаимствовано у ликёрного магазина, которым владел Дюк и над которым и располагалась студия).

Какое-то время у него не было конкурентов. Именно он стал прототипом персонажа из знаменитого фильма «The Harder They Come», который решал, что будут слушать люди. Так продолжалось до того момента, когда на музыкальную арену вышел другой ямайский герой – Клемент «Коксон» Додд. Додд, в отличии от Рида, пришёл в музыку ещё совсем молодым. Начинал он с того, что ставил пластинки в магазинчике своего отца для развлечения покупателей.

В начале 50-х он уехал в США на заработки, и вложил эти деньги в первое оборудование (прежде всего усилитель), пластинки и схемы колонок. Но чтобы обойти всесильного Дюка Рида и стать лучшей саундсистемой на Ямайке этого было явно недостаточно. И Коксон совершил буквально революцию в представлении о саундсистеме: он и его главный помошник, Count Machuki, впервые начали под музыку общаться с публикой на своих вечеринках, заводить толпу криками и рифмами. Сейчас без этого уже нельзя представить настоящую саундсистему, но тогда новинка произвела на острове настоящий фурор, и пока конкуренты осваивали новый стиль, народ ломился на вечеринки Додда.

Count Machuki и King Stitt были фактически первыми deejay’s** на Ямайке. Коксону помогало ещё и то, что для основных посетителей саундсистем, жителей бедных районов Кингстона, он был намного ближе, чем богач и бывший полицейский Дюк Рид. Вскоре у Рида и Коксона появляется ещё один серьёзный конкурент – Винсент Эдвардс по прозвищу Король. Его саундсистема называлась King Edwards The Giant и привлекала народ самым мощным звуком на острове.

Противостояние на танцполах нарастало, и теперь уже было недостаточно просто первым сыграть очередной хит из США, да и поток ритм-н-блюза постепенно иссякал, в США мода на него прошла, а новые, популярные в Америке ритмы не приживались на Ямайке. Это обусловило начало новой эпохи звукозаписи на острове. Владельцы саундсистем начали приглашать музыкантов, чтобы записать какой-нибудь эксклюзивный хит, который можно было бы услышать только у них на вечеринках.

По началу они обращались в частные студии, а позднее и Дюк Рид и Клемент Коксон Додд открывают свои собственные студии, знаменитые Treasure Isles и Studio One. Работа кипела, музыканты экспериментировали со звуком, и во время этих студийных сессий рождается новый стиль, который прославит Ямайку,– ска. Позднее ска эволюционировало, сначала в рокседи, а затем, ещё позднее, в реггей. Когда именно появился реггей, точно сказать нельзя. Случилось это уже в конце 60-х годов. За это время музыкальная индустрия на острове развилась необычайно, появилось множество новых саундсистем, новых студий, новых именитых продюсеров и, конечно, музыкантов.

Саундсистема Коксона уже состояла из 4х грузовиков, набитых оборудованием, колесивших по ямайке в разных направлениях и выступавших в разных местах под единым названием, но это уже мало помогало сохранять лидирующие позиции – в музыке стали появляться новые лица.

Prince Buster, бывший боксёр, по началу следивший вместе со своей бандой за «порядком» на дансхолах, решает организовать свою саундсистему (Voice Of The People). Параллельно он открывает музыкальный магазинчик и основывает лейбл. Спорт сильно помог ему и в музыкальном деле.

Дюк Рид, не привыкший так просто сдавать позиции и не стеснявшийся силовых методов борьбы с конкурентами, содержал костоломов, которые не только следили за порядком во время выступлений Trojan, но и совершали «диверсии» на чужих площадках, чтобы подмочить репутацию других саундов. Действия этих ребят привели к краху многих саундсистем. Сначала они просто могли пускать по танцполу слухи, опускать музыку, которая играла, а потом фактически устраивали драки с поножовщиной и стрельбой. Могли и просто разгромить оборудование. Так, теперь успех саундсистемы зависел ещё и от крепости кулаков руд бваев, защищавших её. Некоторые из них, такие как Принц Бастер и Ли Перри (Lee “Scratch” Perry) именно таким образом попали в музыкальное дело.

Сломанную руд бваями аппаратуру надо было кому-то чинить, и лучшим в этом деле был молодой радиотехник – Осборн Рудок (Osbourne Ruddock). Он чинил оборудование всех ведущих саундов и вскоре решил собрать свой собственный. Он получил название – Tubby’s Hometown Hi-Fi. Впоследствии к названию прибавиться KING Tubby’s Hometown Hi Fi.

Король Табби совершит революцию, так как его эксперименты со звуком приведут к рождению даба. И именно для нужд своей саундсистемы Король делал первые дабы из инструменталов с Treasure Isles. Будучи гениальным инженером, он смог создать не только один из самых громких саундов на Ямайке, но, при этом, и с самым качественным звуком. Также он впервые начал использовать ревербераторы и на выступлениях своей саундсистемы, а не только при записях. Это уже давало Табби огромное преимущество перед конкурентами, но, ко всему, главным диджеем на саундсистеме Короля был U-Roy, который своим беспрецедентным в те времена стилем потряс остров, что стало на долгое время главным козырем саундсистемы Табби.

До этого времени ни один диджей не привлекал к себе столько внимания, и диджей стайл оформился как особенная техника, наряду с вокалом (теперь диджеи могли записать полноценный трек). Революция U-Roy привела к тому, что постепенно стали появляться другие, более молодые диджеи, по началу копировавшие стиль первооткрывателя, и прочно заняли места в саундсистемах, а без диджеинга уже сложно представить реггей.

Именно в это время сложились основные каноны, по которым работали и работают саунды и поныне. Из небольшой дискотеки выступление саундсистемы превратилось в настоящее шоу со всеми его атрибутами. Музыка постепенно менялась, но они продолжали свою борьбу. Вся музыкальная индустрия на ямайке работала на саундсистемы. Почти все продюсеры, все вокалисты и диджеи были связаны с той или иной саундсистемой. Все хиты, записанные в студиях проходили боевое крещение на танцполах. Сингл мог быть записан днём, а вечером он уже в виде дабплейта*** крутился на вертушках. Или уже ставшая популярной мелодия или песня могла стать special, когда оригинальные слова нехитро изменялись так, чтобы как можно чаще упомянуть название саунда, заказавшего это, и хвалебные слова в его адрес.

В настоящее время именно дабплейты являеютя основным оружием саундсистем в борьбе друг с другом. Мощность звука и техника диджея уже не имеют такого большого значения. Многие известнейшие саунды нашего времени даже не имеют собственного звука, а роль диджеев уже не так часто выходит за рамки того, чтобы заполнять паузы между треками, хотя в своё время именно живой вокал и тостинг составляли основу выступления любой саунд системы.

Ещё с 50х годов саундсистемы стали появляться не только на ямайке, но в местах сосредоточения ямайских эмигрантов, прежде всего в Англии и США. Позднее, уже благодаря популярности реггей, они стали появляться по всему миру, и сейчас уже важнейшие клэши мирового уровня выигрывают, к примеру, японские или немецкие саундсистемы. Большинство из них стараются копировать ямайский формат, однако история развития саундсистем в Европе, а точнее в Англии породила немного иной формат саунда.

Материал из первого номера журнала «Конверт». Автор: Михаил КЛЮЕВ

* – Селектор (selector, selecta). Незаменимый человек в саунде, фактически выполняющий работу диджея в европейском/американском понимании этого слова, но в немного другом формате. Задача селектора – подбирать музыку, именно селекция здесь ключевое. А в остальном, техника селектора сходна с техникой диджея, куда входит всевозможная работа со звуком и управление эффектами, исключая тот момент, что селектор обычно не сводит треки.

** – диджей (deejay, DJ). Вопреки современному пониманию этого слова, на Ямайке диджей – это не тот кто ставит и сводит пластинки, а тот кто работает с микрофоном (подогревает публику рифмами). Вначале этим занимались как раз те, кто ставил пластинки (отсюда название), а затем диджеингом стали заниматься отдельно. Сначала диджеи просто забивали нехитрыми четверостишьями и криками паузы между треками и подбадривали публику, а впоследствии это стало отдельным, самостоятельным направлением в реггей. Впоследствии диджей стайл эфолюционировал в раггамафин.

*** – Даб плейт (Dub plate, dubplate или иногда их называют просто dubs или special). Это запись, сделанная изначально в единичном экземпляре. Иногда это какой-нибудь альтернативный микс популярной композиции, или в песне изменяется текст с целю прославления того или иного саунда или наоборот опускания другого. Раньше дабплейты изготовляли путём нарезания на металлическую пластинку и покрывали воском, начиная с 80х годов и по наши дни даб пелйты нарезаются на ацетатную пластинку.

Статья написана для журнала «Конверт», автор: Михаил Клюев. (REGGAE-VIBES.RU)


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Поделиться ссылкой:


Для блога:
Для форума:


Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий