DUB: МУЗЫКА ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ. Часть I

  1. DUB: МУЗЫКА ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ. Часть I
  2. DUB: МУЗЫКА ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ. Часть II

Риддим

Самая важная вещь в рэгги – это, конечно же, бас. Рэгги предложил мировой музыке новый подход к бас-гитаре, отменив ненавязчивое сопровождение основной мелодии. Бас стал основой музыки – её сердцем, а барабанщику оставалось лишь пробивать сильные доли да расставлять акценты. Бас-партия в рэгги называется риддим (riddim) – это «ритм» на местном слэнге. Риддимы представляют собой однообразные пассажи, случается даже, что двухнотные. Это так называемый остинатный бас. Предельная простота и ритмичные повторения придавали исключительную важность паузам и пропускам и сбоям в пунктирной линии, прочерчиваемой басистом. За последние 40 лет риддимов придумано всего несколько десятков и они до сих пор используются всеми, кто играет рэгги и даб. И практически все риддимы имеют названия.

Юрий Марков: В джазе есть т.н. стандарты, которые джазовые музыканты знают и обыгрывают, и классический джаз стоит на этих стандартах. Чем-то подобным в рэгги и дабе стал риддим.

Вибрация

И всё же, вопреки использованию слова «психоделия» и широко известному укуренному имиджу ямайской музыкальной культуры, не стоит думать, что философским камнем для алхимиков из кингстонских студий был идеальный фон для наркотического трипа. И в этом, кстати, принципиальное отличие раннего даба от целого ряда выросших из него направлений танцевальной электроники. Самой главной вещью для студийных первопроходцев была т.н. позитивная вибрация (positive vibration) или, попросту говоря, вайб (vibe) – главное достоинство музыки. Вайб – это звуковая «дрожь», которая должна заставить дрожать душу. Чтобы уводить слушателя за собой, музыка должна была одновременно и двигаться вперёд, и вибрировать. Жёсткие необтекаемые линии, звуковые и текстуальные глыбы в таком музыкальном пространстве попросту невозможны.

Юрий Марков: Даб более психоделичен, чем рэгги, поскольку из него утаскивается элемент пристального внимания. Любая удачная поп-песня характерна тем, что приковывает к себе пристальное внимание вокалом, текстом и мелодией. Именно это помогает песне крутиться в голове даже против желания слушателя. А даб – музыка более расфокусированная.

Самостоятельный коммерческий успех даб снискал лишь в конце 70-х – начале 80-х, когда у подсевшей на рэгги аудитории стали востребованы не перегруженные текстом композиции. Впрочем, полного отрыва от рэгги так и не произошло, даб-трек по-прежнему определяется по характерным элементам рэгги, которые в нём присутствуют.

Юрий Марков: И для рэгги, и для даба характерен определённый и легко узнаваемый темпо-ритм. Всем известно, что основными чертами рэгги неизменно являются остинатный бас, простой однообразный ритм и слабая доля, по природе своей рэгги обладает очевидной трансовостью. А если в какой-то точке рэгги-композиции слегка пренебречь мелодией и выкинуть из микса гитару и клавишные, то останется связка баса с барабанами, т.е. чистый ритм и вибрация.

Для создания вайба были необходимы эффекты. Например, звукорежиссёру нужно было придать треку эффект полёта, открытых пространств, но строить помещение, имитирующее акустику высокогорной местности, ему не позволяли средства. Нужен был компактный и дешёвый прибор-имитатор. К началу 70-х в студиях появились первые коробочные эффекты. Первое и важнейшее из устройств того времени – ревербератор, который представлял собой находившуюся в натяжении длинную пружину. Звук подавался на пружину, а звукосниматель принимал возникшие в ней колебания, которые создавали эхо-эффект. Первые архаические обработки были сразу же апробированы ямайскими звукорежиссёрами, искавшими способ сообщить музыке правильное ощущение. Вторым по хронологии, но первым по важности для даб-музыки приспособлением был delay, отличающийся от ревербератора временем задержки сигнала. Ревербератор размывал звук в пространстве (например «Ррррааазз!»), а здесь звук отражался и возвращался, становясь независимым от первоначального (например «Раз…раз…»), что как раз и было необходимо создателям даба, поскольку именно многократные повторения однообразных фрагментов создают искомое гипнотическое ощущение, вводящее слушателя в некое подобие лёгкого транса. Ради этого ощущения даб зачастую жертвует смысловой нагрузкой текстов и текстом вообще, чтобы избавиться от отвлекающего фактора в виде логического повествовательного текста.

О целях-задачах

Можно сказать, что у раннего даба было четыре задачи, и они с тех пор не подверглись практически никаким метаморфозам, разве что пропала былая острота. Итак:

Идеологическая составляющая

Мы помним, что даб является производной рэгги, а ямайское рэгги конца 60-х – начала 70-х годов – это не просто колоритная туземная поп-музыка, прорубающая окно пошире в шоу-бизнес Америки и Европы, а национально-культурный, религиозный и политический феномен. Ямайская музыка той поры была манифестом, она хотела вернуть чёрным гордость, дать им самосознание и историческую миссию. Как и материнский стиль, даб изначально был связан с чёрной горячкой растафарианства и всячески содействовал превращению наивной идеологемы чёрного ренессанса в международную торговую марку, обожаемую белыми. Несмотря на то что узы с годами несколько ослабели, в даб-музыке и сегодня сохраняется множество аллюзий и прямых агиток раста. Именно рэгги и дабу эта экзотическая философия обязана своим долгожительством.

Танцевально-мечтательная подоплёка даба

Прыгать и раскачиваться или мечтать и засыпать под даб намного приятнее, чем под классическое рэгги, потому что всё, что мешает, оттуда уже убрано, а всё, что помогает – добавлено.

Новаторская и экономическая составляющие

Даб стал той музыкой, которая произвела технологическую революцию и навсегда изменила представление о звукозаписи. В конечном счёте, даб не только выдержал испытание временем, но и продемонстрировал способность развиваться, в отличие от послужившего ему началом корневого рэгги. Как рок-музыка невозможна без блюза, так и множество направлений электронной музыки зародились из даба. В 70-е начали появляться первые долгоиграющие альбомы, составленные целиком из даб-версий известных рэгги-песен и – внимание, ещё одна новация! – полностью инструментальных даб-треков. Таким образом даб ввёл в обиход и ремиксы, и минусовки. Даб помогал раскручивать рэгги-пластинки и обеспечивал развитие всей индустрии. Исследуя даб, можно увидеть яркий пример выстраивания жизнеспособной индепендент-сцены в условиях экономической нестабильности.

Даб на службе прогресса

Хорошая студия, вынужденная производить постоянный апгрейд оборудования, в итоге никогда не окупается, поэтому владелец студии звукозаписи имел права на записанную в этой студии рэгги-песню, а писать старались только то, что имело потенциал хита. Серьёзный ямайский продюсер-издатель обязан был иметь не только лэйбл, студию и артистов, но и собственную саунд-систему, которая в качестве элемента цепочки была абсолютно незаменима. У продюсера не было ни желания, ни возможности рисковать, поэтому прежде, чем печатать тираж сингла новой трущобной звезды, он должен был убедиться в том, что данная песня просто-таки обречена стать хитом, и народ её обязательно купит. Даб-технология позволяла из одной-единственной студийной сессии и без копейки дополнительных затрат выжимать несколько разных версий одной и той же песни. Такая версия нарезалась на даб-плэйт – дешёвый ацетатный диск, выдерживающий всего несколько десятков проигрываний, отправлялась на саунд-систему, и продюсер наблюдал за общественной реакцией. Зачастую соревнующиеся между собой саунд-системы специально затирали название помещаемой песни и имя исполнителя оригинала на яблоке диска, чтобы конкуренты не могли отследить происхождение композиции и не перетянули артиста к себе. Саунд-системы использовались не только как средство мониторинга, но и как способ раскрутки релизов: в случае, если песня начинала пользоваться спросом у народа, прыгающего под грохот саунд-системы, в производство шёл сингл на 45 оборотов, первую сторону которого составляла «нормальная» песня, а вторую – её заточенная под саунд-системы даб-версия, с обилием бессловесных кусков, поскольку в стандартном миксе рэгги-песни слишком мало свободного места, куда может вставить свой голос уличный диджей.


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий