Базовый звук – дрон
Полностью расслабьте апарат ( ваши губы. Сделайте разминку для мышц лица. Открывайте и закрывайте рот, надувайте и сдувайте щеки. А сейчас, выдохните воздух так, чтобы ваши губы могли свободно вибрировать, как при произнесении слова «raspberry». Теперь сделайте тоже самое, но уже с музыкальным инструментом диджериду. Следите за тем, чтобы не пропускать воздух наружу между губами и мундштуком. Вначале, лучше дуть со средней силой – не слишком сильно, но и не слишком слабо, поскольку иначе будет трудно сохранить требуемую для извлечения звука вибрацию губ.

Разнообразие извлекаемого звука
Изменение звука достигается усилением или уменьшением силы выдоха с помощью диафрагмы, нагнетая давление в легкие и, затем, выталкивая порции воздуха через рот, меняя объем выдыхаемого воздуха и давление.

Кроме того, можно изменять звучание, измененяя скорость сжатия щек. Достижение подобной координации может потребовать некоторого времени, так как сначала при сжатии щек у обучаемого будет меняться положение губ на мундштуке, что приведет к прекращению звука. Поэтому тренируйте это упражнение перед зеркалом, постепенно развивая способность сжимать щеки полностью, не прерывая звук.

При этом рот фактически становится частью инструмента и с изменением объема ротовой полости меняется и звук, производимый диджериду. Точно так же изменение положения языка во рту тоже влияет на звук инструмента.

Использование голоса
Разнообразие звуков животных и птиц можно воспроизвести, используя простую технику, известную чревовещателям. Давайте начнем воспроизведить базовый звук, добавив при помощи голосовых связок звук, подобный тявканью собаки. Если это вызовет трудности, повторите попытку, но уже без диджериду. Как вы могли понять, любой звук можно воссоздать, не шевеля губами, а значит его можно вопроизвести и через диджериду. Полезное упражнение – практиковаться в произнесении различных звуков перед зеркалом, по возможности сохраняя губы неподвижными. Развивая этот навык, вы сможете ещё и разговаривать во время игры на диджериду. Например, вы сможете сказать: «Привет старина, как поживаешь?» На начальном этапе легче тренироваться с простыми звуками, издаваемыми животными и птицами: голубем, воющим динго, австралийским журавлем, диким ослом, зимородком и т.д.

Язык
Язык используется для изменения формы ротовой полости или для воспроизведения звуков, например, подобных звуку кенгуру, прыгающему по открытой равнине. Такой звук можно создать, быстро прижимая и убирая язык от нёба, во время выдыхания. Это создает во рту область с пониженным давлением, в результате чего небольшая ударная волна направляется в нижнюю часть инструмента, и получается только что описанный звук.

Теперь представьте возвращающийся бумеранг, описавший круг по воздуху. Этот звук можно воспроизвести быстрым вибрированием языка во время выдыхания.

Я обнаружил усиление этого эффекта, если соединить щеки вместе и ускорить движение языка во рту.

Язык очень часто используется в традиционной игре на диджериду, например, произнесите во время игры «ду-ду-дидеро», акцентируя движения языка.

Обертоны или гармоники
Играя с втянутыми щеками и языком в передней части рта, на большинстве диджериду вы сможете воспроизвести множество нежных обертонов, которые добавят богатства и красочности звуку во время игры.

Этот эффект может возникнуть сам по себе при импровизации.

Теперь, можно попробовать создавать музыкальные ритмы, соединив эти пять способов извлечения звука.

ЦИКЛИЧЕСКОЕ ДЫХАНИЕ
Физиологически, невозможно вдыхать и выдыхать одновременно. Вырабатывая технику выталкивания воздуха из полости рта щеками и языком и одновременно делая короткие вдохи через нос, можно добиться так называемого циклического дыхания. Принцип схож с тем, что используется при игре на волынке. Существуют несколько шагов для отработки и укрепления этого навыка. Процесс разделяется на восемь шагов для удобства обучения.

Тренировка мышц щек. Каждый день наши щеки выполняют отведенные им задачи, например, не дают пище выпасть изо рта и т.д. Для выполнения чего-то необычного, нужно тренироваться. Стоя у зеркала, надуйте и втяните щеки. Повторяйте этот процесс снова и снова. Однако не переусердствуйте, это может стать болезненным на начальной стадии. Акцент следует делать на сдувании щек, так как это сжатие будет использоваться в дальнейшем для выдыхания воздуха в диджериду, в то время как вы делаете вдох через нос.

Наполните щеки воздухом. Сдувайте щеки руками, сжимая губы и препятствуя выходу воздуха изо рта. Если в результате получается «треск», значит вы на правильном пути.

Наполните щеки воздухом и сделайте короткий вдох через нос. Оба действия должны выполняться одновременно. Это упражнение на координацию. Если сразу не получится, наберите в рот воды и, выталкивая воду наружу (лучше на открытом воздухе или над раковиной), вдохните и выдохните через нос. Как только это получится, повторите упражнение уже с воздухом.

Теперь, используя только щеки (без рук), сдуйте их, как вы делали это с водой. В то же время, с каждым сжатием щек и выпусканием воздуха, делайте короткие вдохи через нос.

Описанную выше технологию примените к диджериду. Наберите воздуха и вытолкните его через диджериду способом «базовый звук».

Это упражение немного сложнее. При сжимании щек замедлите вибрацию губ и вдохните для получения скорее гудения, чем «треска», остальное упражнение остается прежним. Затем, увеличьте скорость, чтобы сократить паузу.

Для дальнейшего закрепления только что выработанной вами техники, опустите соломинку в стакан с водой и, выталкивая воздух изо рта при помощи щек и языка (который скользит, подобно поршню насоса), выпустите равномерный поток пузырей, при этом делая короткие вдохи через нос.

Другой подход к созданию циклического дыхания также может оказаться полезным. Это воспроизведение базового звука путем сдувания и надувания щек (вообразите себе работу кузнечных мехов). Как только вы доведете эти действия до автоматизма, делайте короткие вдохи каждое второе сжатие, используя технику дыхания, описанную выше.

Таким образом, у вас получается базовое циклическое дыхание. Усовершенствование данной техники является лишь вопросом практики. Для этого нужно пробовать играть разнообразные ритмы. Примером таких ритмов может послужить ритм “Дикий человек” с аудио альбома “Звуки Земли”, требующий значительных усилий при игре. Другой ритм под названием “Ритм Земли” с того же аудио альбома требует гораздо меньше усилий (см. список литературы). В дальнейшем, музыкальные ритмы могут быть созданы путем повтора неких слов или фраз во время игры, например, “дидумэлди”, “умбутэдиайя иди “диджериду”.

Иногда, пустое металлическое ведро может быть использовано в качестве резонатора (традиционно, некоторые аборигены использовали для этого раковины). Продолжайте играть, опустив конец трубы в ведро наполовину. Звук, отражаясь от его стенок, усиливается, при этом давая возможность играющему лучше слышать и воспринимать музыку.
Алистер Блэк


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий