“Все мы вышли из Тибета”, Лунг-та вернулись обратно.
(Интервью Лидера “Лунг-та” Игоря Янчёглова для “Клуба любителей горлового пения”)
Игорь – все-таки почему Вы выбрали такое уникальное направление? И как давно Вы занимаетесь именно Тибетской музыкой?

Это давняя история – начали мы конечно с рока, а потом сам видишь, в музыке образовался некий застой и нужны новые идеи, а где их брать? А вот они! Они повсюду и всегда были рядом с нами. Тибетская музыка практически не изучена и представляет очень интересный материал. Я начал заниматься ей где-то лет 7 назад, еще раньше я собирал записи, пытался найти что-то интересное, по началу экспериментировали и пели на ломаном тибетском языке :). Однажды состоялся концерт, где выступали монахи монастыря Гьюдмед, а мы были как бы на “разогреве”. После концерта решили спросить мнение монахов о нашей музыке – «да, интересно», ответили они… только вы поете на каком-то языке, которого мы не понимаем, и зачем вы так громко играете на инструментах? Это, наверное, особенность русской храмовой музыки?… Им даже не пришло в голову, что мы пытались петь на тибетском языке и исполняли, как нам казалось, именно тибетскую музыку:). Монахи потом долго спорили – могут ли “посторонние” исполнять оригинальные тибетские тексты и пришли к мнению, что да, могут, при условии, что не должно быть ошибок ни в текстах, ни в произношении, ни в музыке. Много воды утекло с тех пор, многое изменилось, учу тибетский :).

И как долго ты изучал тибетское горловое пение?

Ну… сначала, собственно, как и ты пытался подражать записям имеющимся у меня и добился определенных результатов, где-то месяца 3 продолжались мои личные изыскания и уже после того я учился в монастыре Гьюдмед . Монахи утверждают, что развивая горло ты совершенствуешся духовно. Ты даже не представляешь, какое умиротворение я испытываю после того когда пою минут 30!

А какие типы горлового пения есть в Тибете?

Тибетское горловое пение есть только в двух монастрях “Гьюдмед” – это гьюке, ну вот это вот (поет) и в монастыре “Гьюто” – это дзоке. Стиль гьер я бы не стал относить к горловому пению. Есть еще один стиль, он называется “намтар” и используется он в основном в тибетской опере “Лхамо”, это немного “из другой истории”, это такое необычайно громкое пение. По приданию так пели 2 девушки-близняшки, и, когда одна заканчивала, другая тут же подхватывала. В результате получался такой бесконечный звук. Что же касается гьюке и дзоке, то они практически равноценны и друг от друга мало отличаются.

Каким образом проводятся ритуалы?

Это хор из 400 голосов …. как ты понимаешь, это записать невозможно, не говоря уже о том, что никто не разрешит поставить в храме во время службы такое количество аппаратуры,поэтому записей, отражающих истинную суть вещей, нет, это надо видеть и слышать самому. Интересно, что истинным гьюке из 400 человек владеет только 5 монахов. Пол посыпается пеплом в особой комнате – “гневных защитников”, которая закрывается с тем, чтобы туда не могло проникнуть ни одно живое существо. Затем после ритуала ее открывают и часто обнаруживают следы – следы птиц, человеческие следы и т.д. – монахи их трактуют особым образом. Ритуалы проводятся по лунному календарю, но также есть ритуалы, которые проводятся на заказ. Например, в Тибете было предсказано землетрясение, монахам Гьюдмед заказали ритуал и после его проведения сила землятресения была всего 1 балл.

Какие легенды, связанные с возникновением горлового пения, существуют в Тибете?

Монастырь Гьюдмед основан в 1433 году Шерабом Сенге*. Именно ему во сне явился этот голос и на следующий день, когда Шераб вел службу, он с удивлением заметил, что читает текст именно таким голосом. Так же монахи называют этот голос голосом Ямантаки**, а это весьма и весьма жестокое существо. Поскольку лишь люди, взошедшие на высочайшие вершины духа, могут представлять себе, как именно звучит голос этого мощного просветленного существа, монахи проводят много времени в медитациях и уходят в уединение в пещеры и именно там постигают истинную суть гьюке, стремясь отождествиться с Ямантакой. В 1959 году Тибет был завоеван Китаем, монастыри разрушены, многие монахи бежали. Мне давелось слышать рассказ одного монаха, как он переходил границу – у него остались ужасные впечатления об этом предприятии, говорил, что если бы знал, что будет так тяжело никогда бы не пошел. Теперь монастырь Гьюдмед находится в Индии, впрочем, как и многие другие монастыри. Тибетцам в Индии выделили не самые лучшие земли на севере, монахи вобщем неплохо там обосновались.

А каково твое отношение к Тувинскому горловому пению – каргыраа? Есть ли на твой взгляд сходство между каргыраа и гьюке?

Тувинское каргыраа более мелодично, нежели тибетское пение. Безусловно, каргыраа похоже на гьюке, но отличия, конечно, есть. Хотя, например, в одном альбоме Yat-Kha в последней композиции *** есть именно такой звук. В рамках нашего сибирского тура Лунг-та участвовала на чаданском фестивале “Устуу-Хурээ” в Туве, и там я слышал также похожие на гьюке звуки.
По поводу схожести культур – в Туве есть “своя Шамбала” и мы решили провести ритуал Лунг-та на этой горе – лучшего места не найти. И каково же было наше удивление, когда мы обнаружили на вершине этой горы деревянную вышку, в точности соответствующую тибетским традициям! На все наши вопросы об этой конструкции тувинцы ничего ответить не смогли – ни когда она была построена, ни кем и с какой целью была построена! Мы решили провести ритуал на вершине этой конструкции. В конце ритуала его участники запускают в воздух листочки лунг-та, мы раздали тувинцам эти листочки и через переводчика (тувинцы говорили по-русски плохо) попытались объяснить, что надо делать. Попыток объяснить, что это такое и зачем, было сделано немало, наш переводчик прилагал немалые усилия, чтобы перевести все это на тувинский язык, по началу тувинцы не понимали ничего! Но потом оказалось, что у них был такой же древний ритуал, как Лунг-та (конь ветра), только назывался он немного по-другому. На фестивале “Устуу-Хурээ” Лунг-та были удостоены награды за вклад в буддизм Тувы.

Когда и где можно увидеть и услышать Лунг-та в Москве?

Мы сейчас полностью посвящаем себя нашему следующему альбому, в ближайшее время выступлений не предвидится.

Игорь, огромное спасибо за столь интересный рассказ, будем с нетерпением ждать нового альбома

Интервью брал HunT

> > > обсудить в форуме

——————————————————————————–

Примечания

*Школа Тибетского буддизма была основана Цонкапой Лосанг Дракпой (1357-1419), труды Цонкапы послужили основой для тантрических практик системы Гелуг. Шераб Сенге ученик великого ламы Цонкапа, который передал ему священные реликвии, эти священные реликвии нуждались в особой опеке, и потому, чтобы сохранить их и обеспечить непрерывность передачи связанных с ними тантрических учений, Шераб Сенге воздвиг монастырь в 1433 году, который назвал «Гьюдмед».

Третий Далай Лама был монголом Сонам Гъятсо (1543 – 1588) он был старшим сыном Алтан-хана, одного из самых могущественных монгольских военноначальников. В изображениях Ямантаки Монголии и Тибета присутствует идентичность http://cl18.narod.ru/cl18/gallery/Images/yamantaka5.jpg http://cl18.narod.ru/cl18/gallery/Images/yamantaka.jpg . Можно предположить, что корни Тибетского горлового пения находятся в Монголии

** Древняя Тибетская легенда о Ямантаке:

“В старые времена жил один великий йогин, который любил заниматься своими практиками глубокого медитативного погружения в пещере. В один из дней, придя в свою пещеру, йогин как обычно принял ваджрную позу, и вскоре его сознание перенеслось в высшие планы, далеко от обычного мирского существования. Пришла ночь, и в пещеру йогина, решив, что она свободна, забрели непрошенные гости, ведя перед собой огромного быка, которого они где-то украли. Они немедленно забили животное и расселись, жадно пожирая свою добычу. Внезапно в свете костра, разведенного ими в пещере, они увидели неподвижную тень практикующего йогина. Испытав сильный страх от мысли, что этот неожиданный свидетель их трапезы все расскажет о совершенном ими воровстве и других проделках, они быстро подскочили к йогину и отрубили ему голову. Затем, успокоившись, незванные гости снова решили продолжить их пир.

Вскоре после этого, сознание медитирующего йогина возвратилось в его тело и с удивлением обнаружило, что у тела отсутствует голова. Придя в неистовство, йогин стал метаться по пещере, стараясь найти что-либо подходящее взамен своей головы. Однако все, что ему удалось отыскать, была голова убитого ворами быка. Поскольку выбора у йогина не было, он водрузил голову быка на свои плечи. Испытывая невообразимый гнев от случившегося с ним, йогин решил жестоко отомстить убийцам. Используя необычайные психические энергии, он не только уничтожил воров, но и распространил свою безграничную ярость на всех, кто попался ему под руку. Продолжая убивать людей, он стал настоящей напастью для селян, которые жили поблизости, ужасным монстром, оставляющим позади себя лишь разрушения. Он превратился в настоящего Владыку Смерти.
В надежде положить конец бесчинствам этого существа, группа святых вознесла свои молитвы к Манджушри и сделала ему особые подношения. Они попросили у Манджушри защиту и помощь. Из своего великого сострадания Манджушри ответил на их мольбы о помощи. Поняв, что лишь необычайно гневная эманация сможет преодолеть огромную силу Владыки Смерти, Манджушри сам эманировал из себя существо, которое стало известно, как Ваджрабхаирава (Алмазный Ужас) или Ямантака (Победитель Владыки Смерти). Центральное лицо этой ужасающей эманации приобрело форму быка, чтобы стать равным по силе с разгневанным йогином, но над ним располагалась голова самого Манджушри, как знак полностью просветленной внутренней природы Ямантаки. В этой эманированной форме Манджушри полностью подчинил и укротил йогина, причем настолько, что он превратился из жестокого злобного существа в великого защитника Дхармы. енно поэтому последователи тантрической практики Ямантаки дали этому божеству имя Дхармараджа (Каларупа) или Король Дхармы.”

В древней Индии, например, не было образа Ямантаки и самого его культа. Впоследствии тибетский Ямантака отождествлялся индуистами с Шивой

Подробнее о культе Ямантаке http://www.kulichki.com/~gumilev/articles/tibet09.htm Л.Н. Гумилёв, Кузнецов Б. И. (1931-1985 )

*** Игорь имеет ввиду альбом Yat-Kha “Yenisei-Punk” 1995г.
11. Kargiraam A long meditation in kargiraa kanzat style by Albert KUVEZIN.


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий