Прежде всего, необходимо определиться с выбором инструмента. Хомус (варган, пымель, вывко, тумра, кубыз, ванияр и т.д.) распространен по всему миру и имеет множество модификаций. Выделяют два типа хомусов – пластинчатый и дугообразный. Пластинчатый варган представляет собой тонкую, узкую деревянную или бамбуковую, костяную, реже – металлическую пластину. Его язычок вырезывается в середине пластинки. Дугообразные варганы выковываются из железного прута, в центре которого прикрепляется тонкий стальной язычок с крючком на конце. С помощью хомуса можно извлечь только одну ноту, но очень широко варьировать тембровую окраску звука. Наиболее выразительным в этом плане считается якутский варган.

Итак, приступим. Хомус состоит из неподвижного корпуса и колеблющегося язычка. Корпус имеет форму камертона с рукояткой и дужками, между которыми проходит язычок. Все вместе образует колебательный контур с системой резонаторов. Колебания создаются путем дергания язычка. Они передаются на корпус, его дужки, а через них – на верхнюю и нижнюю челюсти музыканта. Ротовая полость и легкие играют роль высоко- и низкочастотных резонаторов.
ИГРАЕМ НА ВАРГАНЕ

Возьмите крепко корпус в левую руку, но так, чтобы не задевать язычка. Выберите наиболее удобный способ, соответствующий форме вашего варгана. Затем прижмите дужки к зубам, как показано на рисунке. Дужки должны прилегать плотно, иначе вы рискуете повредить зубы :-) Слегка раздвиньте челюсти, так, чтобы расстояние между зубами было чуть больше ширины язычка. Оттяните язычок (вперед или вправо – зависит от конструкции инструмента) и отпустите его. Ура! Вы издали первый звук!

Только он пока тихий и невыразительный. Но это легко исправимо. Для начала, сомкните губы на дужках, но, опять-таки, не задевая язычок. Дерните за него. Стало громче? Чем больше мы ограничиваем колебания пространством между дужками и язычком, тем больше интенсивность звука.

А теперь, продолжая извлекать звук, слегка вдохните ртом. Выдохните. Звук приобрел низкочастотную составляющую – к резонансному контуру подключились легкие.

Подвигайте языком. Послушайте, как меняется окраска звука. Теперь попробуйте сыграть в две доли: исходно – ваш язык приподнят, но не прижат к небу; на счет раз – дергаете за язычок хомуса, на счет два – опускаете ваш язык и слегка вдыхаете. Сыграйте тремоло: исходно – язык прижат к небу; дергаете за язычок и совершаете языком несколько быстрых движений вверх-вниз. Попробуйте другие ритмы.

Сделайте глотательное движение. Напрягите мышцы, опускающие нижнюю челюсть. Попытайтесь подвигать корнем языка. В этой анатомической области существует много мышц, с помощью которых можно в широких пределах менять геометрию ротовой полости. Вскоре вы научитесь ими управлять – а это уже выход на новый уровень владения инструментом.
Параллельно обучению технике, вслушивайтесь в звуки, что вы издаете. Попробуйте “настроиться” на хомус, поддайтесь его чарующей мелодии, и он введет вас в состояние нирваны.
По этой ссылке лежит музыкальная композиция с использованием варгана: Буготак – Охота на рыбу из лука, mp3, 2,549 Mb
В данной статье я поставил цель научиь вас только основам игры на этом уникальном инструменте, но материал вполне позволяет осваивать варган дальше самостоятельно. В будущем мы планируем выпустить материал о варганной музыке, эзотерической составляющей игры на варгане и прикладном использовании его в шаманских ритуалах.

Father Gorry

Что можно к этому добавить?:) Достаточно немного… Играя н аваргане попробуйте произносить ( не произнося звук) ЛЯ ЛЯ ЛЯ, ЛЁ ЛЁ ЛЁ и вы тут же услышите как изменился звук! Пробуйте “произносить” слоги – ДА ДА ДА ДО ДО ДО, TA TA TO TO и тому подобное. В общем игра на варгане не что иное, как “игра на себе самом”! Тоесть за счет своих собственных внутренних полостей ( так же вобщем, как и горловое пение и игра на диджериду)


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий