DUB: МУЗЫКА ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ. Часть I

  1. DUB: МУЗЫКА ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ. Часть I
  2. DUB: МУЗЫКА ЗВУКОРЕЖИССЕРОВ. Часть II

Даб (dub) появился на Ямайке на рубеже 70-х, и поначалу это была не более чем версия набиравшего популярность стиля рэгги (reggae). Суть даббинга состоит в том, чтобы изменить восприятие «нормально» записанной композиции, манипулируя дорожками с партиями – убирая из микса и возвращая в него вокал и мелодические инструменты, «размывая» эффектами дорожки солирующих инструментов и т.д. А ведь в итоге этих невинных экспериментов появилась практически вся современная электронная музыка и почти вся современная звукозапись! Для создания даба используется многодорожечный магнитофон, и чем больше записано треков, тем лучше. Звукорежиссёр работает с каждым записанным треком отдельно. Воспроизведение обязательно многоканальное, причём на каждый канал звукорежиссёр вешает много эффектов. Время от времени он микширует каналы между собой, что-то включая или выключая. Юрий Марков, музыкант и звукорежиссёр, лидер группы DUB DIVISION: Звукорежиссёры, открывшие даб, доводили фонограмму песни до необходимой кондиции, делали сведение и отдавали мастер-ленту в производство, после чего начинали экспериментировать с исходным материалом. Откровенно говоря, качество даба всегда зависело от исходного материала меньше, чем от искусства и фантазии звукорежиссёра. Речь пойдёт о том, как родился и развивался даб – технология, звук и стиль, которые навсегда изменили музыку.

Жизнь до ямайской звукорежиссёрской революции

Это сегодня можно иметь сколько угодно дорожек и записать на них сколько угодно треков, не прибегая к перезаписи, а ведь ещё недавно даже не жалующиеся на безденежье BEATLES были вынуждены писать свою музыку на 4-дорожечный магнитофон. Вокал и солирующие инструменты в эпоху четырёх дорожек старались выписывать отдельно, для последующей обработки с помощью эффектов моделирования, таких как реверберация, холл, имитация различных комнат. Ведь известно, что микрофон, поднесённый максимально близко к источнику звука, даёт очень плоский результат, и это с самого начала навело звукорежиссёров на мысль о необходимости использования различных пространств и ландшафтов или же их моделирования в условиях студии. Специальных моделирующих приборов во времена поздних BEATLES ещё не было, да и психоакустическая наука на мировую звукозапись никак не влияла, но на студии Abbey Road уже вовсю применялись специальные эхо-комнаты и камеры, имитировавшие пространство и обеспечивавшие объёмное звучание голосов. Но строительство настоящих эхо-комнат могли позволить себе студии как минимум зажиточные. Тем не менее ямайские студии конца 60-х хоть и были бедны, но искали звук, изменяющий сознание. В итоге практически одновременно с бумом психоделического саунда в США похожие идеи были весьма своеобразно реализованы на Ямайке.

Саунд-системы

Передвижные дискотеки оккупировали кингстонские улицы в 50-е годы. Т.н. саунд-система (sound system) представляла собой грузовик, возивший генератор в комплекте с проигрывателем, усилителем и колонками помощнее. Плата за вход на озвученный системой участок улицы была чисто символической, основные деньги делались на алкоголе и бутербродах. Посещение этих дискотек стало одной из основных форм проведения досуга на Ямайке. На танцы зачастую собирались многотысячные толпы. Хорошие приёмники стоили гораздо дороже, чем проигрыватели. В итоге роль уличных радиостанций взяли на себя ездящие по всему острову саунд-системы – диджей наговаривал и напевал в микрофон не только некие тексты, но зачастую рассказывал последние новости местной политической и уголовной хроники. Во избежание терминологической путаницы необходимо прямо здесь заметить, что ямайский диджей (DJ, а правильнее – DeeJay) напоминает эмси в хип-хопе (MC расшифровывается как Mic Control, Microphone Commander, Master of Ceremony и т.п.). А привычному нам определению диджея – человека, который ставит пластинки и работает со звуком – в саунд-системе соответствует селектор (Selector). Среди диджеев попадались и те, кого называли тостерами (Toaster): эти ребята импровизировали, исполняя на заданную селектором музыку вирши собственного сочинения или быстро считывали рифмованные тексты – почти как эмси в хип-хопе, разве что их искусство представляло собой нечто среднее между рэпперской читкой и нормальным пением. Самыми популярными диджеями Ямайки были Клемент «Коксон» Додд (Clement «Coxsone» Dodd) и Дюк Рейд (Duke Reid), в конечном счёте создавшие конкурирующие студии звукозаписи, из которых и вышел классический даб. Первые саунд-системы крутили то, что ловили немногочисленные обладатели приёмников, а именно – трансляции южного ритм-энд-блюза из Америки. Другой популярной музыки на Ямайке тогда не было. Но радиозвук не соответствовал даже самым низким требованиям к качеству, а американские пластинки хозяевам саунд-систем были явно не по карману. Получается, что именно саунд-системы спровоцировали доморощенных ямайских музыкантов ваять ритм-энд-блюзовые 7-дюймовые сорокопятки. Такая пластинка, попади она на вертушки саунд-систем, делала трущобного руд-боя[i], который её записал, суперзвездой – пусть и на пару дней. Но пересадка ритм-энд-блюза на местную почву дала неожиданный результат: получилась довольно разухабистая музыка, не отличающаяся разнообразием композиционного развития, с гитарой, «бренькающей» стабильно на слабую долю, прям меж акцентированных барабанных долей. Саунд-системы переключились на ска (ska) – такое название получил этот старый-новый стиль. К середине 60-х от ска отпочковалась разновидность для медленных танцев, помедленнее и потяжелее, получившая название рокстэди (rocksteady). Мутации продолжились: музыка стала ещё более медленной, да к тому же минорной и отрывистой. На свет появился стиль рэгги (reggae).


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий