Мир Растафарианства (Jahdom) очень символичен. Следовательно, чтобы понять Растафарианство, нужно “проникнуться” этими символами. Только с помощью этих символических представлений действительно можно заглянуть в самое сердце Растафарианства. Эти символы выражают сущность Раста, её мечты. Они передают вибрации Растамана лучше, чем что-либо другое. Символы дают самый непосредственный путь понимания человека через понимание идеалов и стремлений, которые эти символы отражают. Однако символы Раста следует рассматривать в более широком контексте “африканского” традиционного символизма, и вместе с тем символизма белых и вообще среднего класса. Полного понимания Растафарианства со всеми его подтекстами добиться можно, надо лишь поместить его символизм в единый символический мир “африканских понятий” как целого и в контекст истории борьбы нашего народа.

Все основные символы Раста – “священные” символы, символы ужаса или силы, так как Раста объединяет, прежде всего, их поиск энергии, силы, “жизни вечной (Ever-Living-Life)”. “Let the Power fall on I (Да снизойдёт ко мне Сила)” – поётся в популярной среди всех Раста песне. Источник силы Раста прослеживается в распространении на Ямайке слова “Ras”. Хотя его правильное значение неизвестно большинству тех, кто его употребляет, “Ras!” стало одним из самых крепких бранных слов, сильно задевающим душевные струны тех, кому оно адресовано.

Символические темы и образы Раста идут от наших африканских предков, но зачастую они подверглись сильному влиянию иудейской Библейской традиции, которую прививали Африканской Душе (“I”) со времён рабства до наших дней через миссионеров, проповедников и воскресные школы. Ниже перечислены основные символы Раста:

1. Нестриженые волосы (“локоны”) – высокоэффективный тотем (или источник) силы. Дред Растамана непосредственно символизирует львиную гриву. Вера в магическую силу не-стриженых волос поддерживается и Библией (история Самсона и Далилы), можно вспомнить и похожие локоны, украшавшие иудейских книжников и даже самого Иисуса Христа.
Нестриженые волосы предписывают также и африканские традиции. Эстебан Монтехо (Este-been Montejo), беглый кубинский раб-африканец, прожил 10 лет в горах, подобно льву – львиногривый, независимый, дерзкий, недоверчивый, склонный к созерцанию, – так он пишет в автобиографии. Однако, покинув своё убежище, он остригся. Сам он так объясняет последовавшую перемену:
“Я странно чувствовал себя, когда с меня сняли всю эту шерсть, мне было ужасно холодно. Это похоже на негров. Я никогда не видел лысого негра – ни одного. Это галисийцы (испанцы – В.) завезли на Кубу моду стричься” (“Автобиография Беглого Раба”). И сейчас на Ямайке можно услышать предупреждение, что “too much hair no suit lily face” – т.е. слабому не стоит стараться выглядеть сильным.
2. Herbes, weed, Marijuana, pot, grass – Cannabis sativa. Это один из самых противоречивых аспектов культуры Раста, так как современные законы ставят это травянистое растение под запрет. Климат и ландшафт Ямайки сделали её родиной одного из самых лучших сортов этого растения.

Первыми ввезли ганджу на остров контрактные индийские рабочие, тогда её использовали при проведении традиционных обрядов. Своей ролью и окружавшим её почтением она напоминала женьшень, ставший у китайцев основным средством традиционной терапии. Они называли её “волшебной травой”, “принцем трав” или “духом земли”. Даже в Америке конопля была важнейшим колониальным продуктом, из которого делали канаты, одежду, холсты и лечебный чай. Американские индейцы ранее также использовали траву в священных целях, куря на советах Трубку Мира.

Раста объединяет употребление ганджи, которую они используют для курения, приготовления пищи и напитков, нюхают её и применяют при массаже. Для них ганджа – не наркотик, но “священная” трава. Она является настолько важной составляющей их культуры и настолько, по их убеждению, позитивно влияет на человека, что они называют её “травой мудрости” и “духовной плотью” движения. По символическим представлениям Раста, она выросла впервые на могиле Царя Соломона, а своим благотворным эффектом способна “исцелять народы”, делая каждого человека открытым для того уровня самопознания, который можно назвать “Жизнью Вечной” (Ever-Living Life).

Эфиопская Сионская Коптская Церковь (ЭСКЦ) (имеющая отделения на Ямайке и в Майами) почитает ганджу как “Св. Причастие” и “духовный стимулятор”, связывая с ней библейские, исторические и божественные ассоциации. Библейская рекомендация употреблять ганджу обнаруживается уже на самой первой странице (Бытие 1.29). Для Братии ганджа – это мистическая плоть и кровь “Иисуса”, всесожжение Господу, дающее участнику церемонии возможность видеть и чувствовать “Бога Живого” или “Бога в Человеке”. ЭСКЦ борется с чиновниками в США и с правительством Ямайки за легализацию ганджи как религиозного атрибута. Подтверждение своего морального права использовать траву они находят и в своём личном опыте, и в книге Бытия, разрешающей употреблять “всякую траву, дающую семя”.

Раста с помощью ганджи приобщаются к источнику божественного вдохновения, добиваясь той же степени величия духа и единства с Природой, что и у Моисея, когда тот сидел на вершине горы Синай у купины (“куста горящего”), или у искушаемого Иисуса.

Каждый Растаман в той ли иной степени испытал на себе благотворное действие травы. Они много говорят о нём. Это единственная причина её использования. Начиная употреблять её, новичок может в неё “не поверить” и сопротивляться ей, как сопротивляется вообще всяческим переменам и самопознанию. Он начинает медленно и неуверенно, но затем развивает себя в ней и учится использовать собственные чувства для постижения “горнего”. Он учится определять для себя Бога, таким образом развивая свою Душу (I), ибо постоянно развивает в себе способность разрешать жизненные альтернативы в интересах новообретённой в своих чувствах Души. Раста часто указывают, что “Священная” трава лечит, защищает и даёт силу телу, успокаивает ум, обращает его внутрь себя, открывает новые измерения, усиливает интуицию, подымает угнетённый дух, даёт Высшее Знание и связывает со всей Вселенной.

Братия часто говорят: “If you not taken the chalice, you are still at malice, and you will never enter the palace of King Rasta Far I” (Если ты ещё не покурил, ты ещё во злобе и не сможешь войти во Дворец Царя Растафари). Потягивание дыма из трубки объединяет людей, уменьшая таким образом в гетто число конфликтов и случаев применения насилия. Я сам много раз видел ситуации, когда насилие непременно имело бы место, если бы не “спокойное рассуждение”, которое даёт трубка.

Небольшое меньшинство Раста не курит трубки, а некоторые не курят и сплиффы. Но это объясняется лишь тем, что их индивидуальные биологические системы “не выносят её”, а не тем, что они вообще против этого, что говорило бы об умственной нерасположенности или нежелании подвергаться переменам, искать новые пути или, хотя бы, расширять пути предков, многие из которых уже, увы, исчезли из нашей жизни.

Сила травы определяется её действием и на тело, и на ум; она помогает сохранять биоэнергетическое равновесие людям, страдающим от множества разнообразных стрессов и напряжения. Иначе говоря, она помогает и телу, и уму восстанавливать своё изначальное (Африканское) благое состояние. Эта трава, повышающая уровень сознания, углубляет постижение Братией (1) себя, (2) своих расовых корней, (3) существующего экономического (классового) угнетения и (4) жизни в целом.

Легализация этого растения будет означать прекращение преследования людей, которые для борьбы с современными стрессами и напряжением предпочли травы, испытанные их предками перед современными химикалиями и алкоголем. Это открыло бы путь для широкой и свободной реализации всех возможностей, заложенных в этом растении. Наконец, именно травам, прямо или косвенно, человек обязан своим существованием. Именно “незаконность” употребления ганджи вызывает злоупотребления и мешает людям вырабатывать оптимальные пути её использования.

3. “Слово”: Слово – это сила, которая определяется как законы Божии в том виде, в каком они сформулированы в Библии. “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…” “Небеса и земля исчезнут, но Слово Моё останется”.
4. “Имена”: Имя, которое выбирает себе каждый Раста, символизирует то, в чём нам было отказано – нашу утерянную Африку: Силу, самоуважение, I-ness (высшую индивидуальность). Имена типа “Bull”, “Sata”, “Sons of Negus” или просто “Natty” – способы позитивного самоутверждения.
5. “Герои”. Все герои Раста – тотемы силы: Хаиле Селассие, Мау Мау, Маркус Гарви, Патрис Лумумба, Стокли Кармайкл, Кваме Нкрума, маруны, Пол Богль и многие другие. Местные антигерои Раста – “лжепророки” (политики в духе Ананси) и “лысоголовые” министры, вводящие народ в заблуждение, говоря, что всё дело в том, что на Ямайке сегодня не хватает “веры в Бога” или “любви” в сердцах. Международные злодеи – империалисты, как современные, вроде США и Англии, так и древние, такие как Римско-Католическая Церковь. Именно папа римский, говорят Раста, благословил войска своего соотечественника Муссолини на “злую” миссию завоевания Эфиопии в 1935г.
6. Африканский Лев. Во всех своих аспектах и их общей сумме Лев – высший международный тотем силы со своим могучим рёвом, гривой, сильным телом, умом и прочими качествами. Лев также часто упоминается в Библии, от Бытия (через Псалмы) до Откровения. Лев всегда вызовом, брошенным смелости человека. Один из 12 подвигов Геракла – убийство Немейского льва. Самсон, согласно Библии, убил льва голыми руками. В Древней Греции “Лео-Лев” заслужил титул Царя Зверей. Римляне также считали его символом римской доблести, власти и почтения. Известная римская повесть об “Андрокле и льве” изображает последнего очень похожим на человека, одновременно добрым и ужасным.

Лев представляет собой международный символ тех наиболее “древних” качеств, которые всегда ценились человеком. Все народы провозгласили его Царём и универсальным образчи-ком целостности и силы природы – чёрные и белые, богатые и бедные. В 1930г. британское Адмиралтейство опубликовало книгу “Флаги народов мира”. Из неё видно, что Лев – самый популярный животный тотем, фигурирующий на гербах, флагах и официальных знаках различия самых разных стран – от Британии и Британской империи (Канада и Индия) до Болгарии, Чехословакии, Латвии, Нидерландов, Норвегии, Персии, Румынии, Испании и Африки (Кения, Южная Родезия, Эфиопия). Будучи повсеместным символом или идеалом, Лев наиболее распространён в Африке и Третьем мире – Борнео, Иране, Индии. В Северной Индии Лев был Царём Зверей (а Шакал – его министром).


Комментариев: 3

Поделиться ссылкой:


Для блога:
Для форума:


Ziggi (10 апреля 2009)

А русский человек может стать растаманом? И вообще по праву можем мы ли отрастить дрэды и стать привержанцами растафарианства будучи православными христианами?

BFox (11 апреля 2009)

Да, конечно может, растаманом можно даже быть и без дред. Вы конечно не сможете вступить в Bobo Ashanti:)

Почитайте Кебра Нагаст много интересного написано

BFox (11 апреля 2009)

Да и раста, у них очень многое от православия, они так же почитают Ветхий Завет

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий