Культурное послание реггей как угроза для мелкобуржуазных политиков ре-гиона наиболее отчетливо прозвучало в Гайане. Подобно рабовладельцам, запрещавшим барабанные церемонии рабов, правительство Гайаны в июле 1980г. запретило передавать по радио музыку реггей. Лидеры правящей партии, Народного Национального Конгресса (ННК) считали социализм эффективным средством контроля над рабочим классом. В то же время правительство совершенствовало механизм угнетения: “национализация” иностранного капитала и поддержка борьбы за свободу Африки стали ширмой, за которой прятались реальные интересы и мотивы мелкой бур-жуазии. Псевдосоциалистическая демагогия давала правящей партии и её сторонни-кам реальную материальную выгоду, поскольку открывала для них национализированный сектор экономики как источник политического влияния.

Кризис империализма обнажил псевдосоциалистическую сущность режима, ко-гда МВФ отметил в стране понижение уровня жизни, особенно рабочей бедноты. Рост безработицы, бессилие старых партий, основанных на расовом признаке, по-литический кризис, породивший волну насилия, которая окончилась трагедией в Джонстауне, а также политическая активность Рабби Вашингтона и Дома Израиля создали условия для возникновения в стране новой политической силы. Консолида-ция несущих рознь расовых предрассудков на политическом уровне способствовала росту эксплуатации рабочих и мелкоземельных крестьян.

В ответ на политический и экономический кризис в обществе возник как политическая партия Рабочий Народный Альянс (РНА). Его Основные положения и Программа обрисовывали теоретический базис для построения нового общества, при этом на практике эта партия сразу заговорила о негативной роли расовой нестабильности и о том, что она препятствует рабочему движению, наглядно показывая, как расовые и этнические факторы могут затмить историческую роль рабочего класса. Присутствие в рядах РНА панафриканистов и марксистов, например Уолтера Родни и Юзи Кваяна, означало, что его движение к чёрному сознанию было сознательно направлено на освобождение не только африканцев, но также и индийских рабочих. Африканцы в Гайане были сбиты с толку заявлениями ННК, что они – рев-нители чёрной гордости, хотя при этом режим выставлял чёрное сознание вредоносной мифологией, принуждавшей народ жить на коленях.

Распространение Растафарианства ограничивалось природой расового конфликта в обществе и сознательной политикой РНА, стремившейся укорениться во всех слоях рабочей бедноты, занятых и безработных. Существование культов вроде Дома Израиля или Народного Храма в Джонстауне служило предостережением для молодёжи. Но движение Раста продолжало развиваться среди африканской молодёжи. Оно пользовалось влиянием в городских пролетарских районах, а некоторые Раста обращались к государству, чтобы оно предоставило им для проживания земли в глубине острова. Однако государству пришлись не по вкусу их сельскохозяйствен-ные устремления, и политическое руководство в ответ активизировало преследова-ния со стороны полиции и закона в отношении молодых братьев и сестёр. Наиболее сильное влияние на Раста оказывали Dreads, и лишь незначительное меньшинство концентрировалось на личности Хаиле Селассие. Но руководство РНА всегда старалось развивать наиболее прогрессивные аспекты движения. Посредством терпеливой разъяснительной работы оно разоблачало миф об Эфиопии и Эфиопском Монархе, столь прочно укоренившийся на Ямайке.

Уолтер Родни хорошо видел положительные стороны объединения рабочего и Растафарианского движений при том, что сам относил себя к последнему. В своём последнем публичном обращении к народу Гайаны он уважительно отозвался об Edward Dublin, безработном, погибшем за дело рабочего движения. Сначала он сказал: “Как сказали бы Раста, великий человек, настоящий dread”. Он хотел сказать, что каким бы ни было давление на человека, оно не уменьшит его волю к борьбе. Он говорил о трансформации тех безработных, которых сделала таковыми сама природа системы, но которые предпочли не становиться люмпенами, грабящими организованных рабочих. Эдвард Даблин – молодой человек, который в процессе сотрудничества с РНА активно увлёкся политикой и стал представлять угрозу для режима, а потому 29 февраля 1980г. был убит. Подчёркивая необходимость объединения усилий всех слоёв народа, Родни говорил:

“Я хочу сказать, что революция делается не святыми и не ангелами, а обычными людьми, людьми из всех слоёв общества, а особенно рабочим классом, коего большинство. И я вижу знак времени, знак силы революционной трансформации, в том, что из уличного бандита получается активный член политического движения (курсив автора – В.)”.

Здесь Уолтер Родни разъясняет карибским левым, что Раста, безработная молодёжь, составляют часть движения рабочего класса; что революция делается не святыми, вопреки утверждениям тех политических движений, чьи лидеры считаются революционерами от рождения. Он просто говорит, что народное движение должно использовать положительный потенциал движения Раста в процессе политической борьбы.

Уолтер Родни не смог продолжить свою работу среди карибских рабочих. Он был убит молодым “лысоголовым”, которому заплатили, чтобы он вошёл в доверие к Родни. О его смерти Раста говорили, что из их рядов выйдет тысяча Родни (о нем см., например, песню Linton Kwesi Johnson “Reggae Fi Radney” – В.).

Заключение

Сегодня движение Раста на Карибах – основное панафриканское и панкарибское движение в регионе. Несмотря на идеалистические и зачастую метафизические установки движения, оно, безусловно, является частью движения угнетённых в регионе и несёт чёрным любовь к своей родине – Африке. Движение преодолело различия между жителями крупных и мелких островов, распространилось во французских колониях Мартиника и Гваделупа. На этих островах культурное движение Cadance объявило, что предки чёрного народа – не галлы, а Африканцы.

В то время как на Ямайке с образованием псевдоэфиопской Сионской Коптской Церкви усилилась борьба за влияние капитализма в среде Раста, Растафарианское движение на Гренаде указало всемирному движению Раста новый путь развития. Заявляя, что Раста никогда не станут пешками капитализма, они пишут:

“Огромное значение имеет то, что Раста вошли в прогрессивное движение и даже заняли там ряд ключевых постов – в силовых структурах и других организациях, что говорит о непредвзятом отношении к братии. Помня об этом, мы адресуем вам наше послание как напоминание: основополагающие принципы Растафарианской веры указывают нам, что мы должны любой ценой служить народу верой и правдой, а потому нам надлежит решительно и чётко отстаивать позицию Растафари по таким мирским понятиям, как социализм и коммунизм, являющимся противоположностью капитализму, отсталости и империализму. Растафари должны занять подобающее им место в революционной борьбе Третьего Мира против диктаторства и угнетения. Раста не станут и не могут стать пешками реакционных капиталистов в их стремлении сохранить империализм”.

Примечания автора

1. В 1969г. чёрные студенты этого университета яростно боролись с расизмом, имевшим место в об-разовательной системе Канады.
2. В 1976г. США заключили с Британией договор о покупке острова Диего-Гарсия в Индийском океа-не. Всё население острова было выселено на Маврикий из-за строительства на острове одной из крупнейших военно-морских бах США в Индийском океане. Сейчас ОАЕ призывает вернуть остров Маврикию.
3. JEWEL – сокращение от Joint Endeavor Welfare Education and Liberation (прибл. Консолидация Усилий, направленных на Благосостояние, Образование и Освобождение). Движение было основано в марте 1973г. и возглавляло демонстрации против режима Гэйри в 1974-м, когда был убит отец Мориса Бишопа.
4. “Torchlight”, 10 октября 1979г. Важно, что местные отделения 12 Колен Израиля не высказали своего отношения к инсинуациям “Torchlight”. 12 Колен – международная организация Раста со штаб-квартирой на Ямайке. Она имеет самую жёсткую иерархию и организацию среди всех групп Раста. Около дюжины их последователей переехали в Эфиопию, но даже там они пренебрегают реа-лиями общественной жизни – например, сообщают ямайским Раста, что Хаиле Селассие всё ещё жив.
5. Роберт Веско был в розыске в США, но жил на Багамах в качестве беженца. Он был весьма близок к бывшему президенту Никсону.

Хорэс Кэмпбелл
Caribbean Quarterly, 1980, v.26, No.4
Перевод: DreadBull, 1998


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Поделиться ссылкой:


Для блога:
Для форума:


Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий