Сегодня в сети можно найти множество самых разрозненных материалов о растафари. Пожалуй, это одна из самых неизученных и противоречивых религий на сегодняшний день. Попробуем разобраться, кто же такой растаман.
Растаман – это человек, который идет по пути Джа и придерживается определенных жизненных правил:
Растаман всегда говорит правду, в растамане сильно развиты понятия ответственности, честности и обязательности.
Растаман идет вперед, отстаивает свои позиции, всеми методами, кроме убийства и грабежа.
Растаман курит ганjah.
Растаман не пьет алкоголь, не ест мясо, не курит табак.
Растаман не обращается к врачам, не принимает медикаментов, растаман уверен что от любой болезни его вылечит Джа, или пошлет ему новое воплощение.

Пожалуй, это основные критерии, которые являются общими для всех растаманов. Существуют еще внешние атрибуты – такие как dreadlocks и одежда в красно-желто-зеленой цветовой гамме. Но все ж внешние атрибуты, безусловно, не могут считаться первостепенными, и не может человек, который, к примеру, ест мясо, или прибегает к медицинской помощи, считаться растаманом только оттого что носит dreadlocks. В то же время человек может быть растаманом, но не носить дреды, потому как дреды – это лишь внешняя атрибутика, а религиозность не может определяться внешними атрибутами такими как одежда или прическа.

Растаман – это прежде всего человек, придерживающийся совершенно определенной религиозной философии и идеологии. В мире существует очень много растафарианских течений, и нет среди них абсолютного единства. Кто-то считает Хайле Селассие воплощением Бога на Земле. Эта трактовка распространенная, но совсем не абсолютная, существует множество растафарианских общин, которые этого не признают. Кто-то рассматривает растафарианство как движение борьбы черных за свои права, но это, скорее, не о растафарианстве речь, а о гарвитах, а гарвиты по сути – это вовсе не растафари, хоть очень часто их и причисляют к растаманам, но сам Маркус Гарви никогда не считал себя религиозным лидером, и его деятельность была чисто-политической, а вовсе не религиозной.

Если же рассматривать само растафарианство, то его корни можно проследить до XIV в. до нашей эры (подробнее в разделе Раста – Хронология). Известно так же что религия имеет более древние истоки, но, к сожалению, информация об этом слишком разрозненная, и определенно о растаманах более раннего периода что-либо говорить сложно, кроме того, что они были, и точную дату образования этой религии назвать нельзя.

Религия Растафари зарождалась в особой географической области, в долине Нила, огромном регионе, включающем Египет на севере и Эфиопию на юге. Основа философии Растафари – духовное объединение в этой части Африки. Например, растафарианцы признают Ра, египетского бога солнца как дающую жизнь силу, верят в силы и духов природы и стихий.

В основе Растафари лежат египетские верования, те, с которыми можно ознакомиться в Египетской Книге Мертвых. Элементы иудаизма вошли в Растафари в результате влияния веры египтян. Принес их туда Моисей. Будучи усыновленным дочерью верховного жреца в Египте, он был ознакомлен с принципами поклонения Осирису, Изису и другим египетским богам.

Само название растафари, появилось не так давно, оно содержит имя Бога Ра и имеет явную ссылку на имя последнего, из принявших коронацию императоров Эфиопии – Тафари Маконнена (Хайле Селассие I), который, по мнению одних раста отрекся от своей божественности, по мнению других – никогда этой божественностью и не обладал, а просто был представителем Святой династии, начинающейся от Соломона, восходящего к Первосозданному Человеку, о чем повествуют древние эфиопские книги Хроника Королей (Kebra Nagast) и Слава Королей (Feteha Nagast). Самое интересное в этой истории, что сам Хайле Селласие не считал себя ни Богом, ни пророком, ни даже последователем религии растафари – таковым его “окрестили” жители Ямайки, во многом благодаря знаменитому приглашению “Воззри на Африку, ибо там коронуется Чёрный Царь; и Он будет Избавителем”, авторство которого приписывали Маркусу Гарви, но согласно изучению трудов Гарви, оно все же принадлежало, по всей видимости, совсем не ему, а его соратнику – Дж. Уэббу. Свою лепту в “обожествление” Сайле Селассие внесла и Рита Марли, которая в апреле 1966 года повстречалась с Хайле Селассие и увидела знак: “Я посмотрела на его ладонь и увидела там след от гвоздя. Это был знак”, по которому сделала вывод о божественности Короля Эфиопии, о чем поспешила сообщить всему миру.

Дальше, было больше…. На ямайке стали образовываться растафарианские общины как грибы под дождем. Именно с этих общин и началось обожествление Хайле Селассие, стоит заметить, что среди африканских растафари такая трактовка в отношении последнего из императоров Эфиопии не распространена.

Одна из самых известных подобных общин расафари на Ямайке – Пиннакль – существовала в 1940-1954 гг., насчитывая более 600 членов. Ее основатель Л.Хоуэлл был наиболее выдающимся из “столпов” ямайских раcта. Бывалый человек, по его рассказам, участник англо-ашантийской войны 1896 г., “знаток африканского языка”, он соединял дар мессии и мистификатора. В 1930 г. Хоуэлл издал в Аккре “основополагающий” текст растафаризма – “Обетованный ключ”. В 30-е годы Хоуэлл проповедует на Ямайке, при этом он неоднократно предсказывает дату репатриации, продавая до пяти тысяч портретов Хайле Селассие I – “пропусков в Африку”. Хоуэлл неоднократно арестовывается то за мошенничество (так власти расценили продажу “пропусков”, за которой последовала массовая распродажа имущества и ожидание “репатриантами” на набережной кораблей, посланных императором), то за оскорбление властей и призыв к свержению власти Вавилона, в последующие годы все чаще – за пропаганду “травы мудрости”, т.е. марихуаны (Хоуэлл считал, что власти запрещают ее потому, что знают о просветляющем действии и о том, что она дает мудрость, здоровье и бессмертие). Хоуэлл призывал к отказу от любой работы на Вавилон, что было нетрудно, так как большинство уверовавших были безработными, к несотрудничеству с властями, к отказу от любых контактов с Вавилоном. Община в Пиннакле – “Эфиопское общество спасения” – была организована по типу марунских поселений, охранялась “эфиопскими воинами”, запрещавшими жителям платить налоги. Сам Хоуэлл, проживавший со своим гаремом в отдельном доме, считался живым богом Гангунгу Мараджем, рангом пониже, чем воплощение Джа – Хайле Селассие I. В 1954 году он был помещен в психиатрическую больницу, а его лагерь был закрыт.

Еще один видный деятель – Данкли. Он основал “Миссионерское движение Царя Царей”, и подобных миссионеров растафари в те годы на Ямайке образовалось великое множество. Надо отметить, что растафари и в Африке далеки от единства в своих взглядах, а уж то что началось на Ямайке, где миссионеры и духовные наставники растафари начали появляться везде – внесло полный хаос в растафарианские доктрины. На Ямайке образовалось множество организаций, таких как “Объединенный вест-индийский орган”, “Объединенное вест-индское братство”, “Эфиопская молодежь космической веры”, и прочие, которые по сути своей были так же далеки от растафари, как Юпитер от Венеры. Но явные нестыковки с самой африканской религией жителей Ямайки абсолютно не смущало – Ямайку охватила переселенческая лихорадка, возбуждение вылилось в многочисленные инциденты, в том числе в символический захват Кингстона растаманами в марте 1958 г. и попытку организации партизанского очага, предпринятую видным деятелем “движения” бывшим священником Клодисом Генри и его сыном.

Дошло даже до того, что в прессе начали публиковать статьи настолько абсурдного содержания, что становится совершенно непонятен предел человеческого безумия. Например, в “Джамейка Таимс” от 7 декабря 1935 г.была опубликована статья в которой ее автор Ф.Филос сообщал о существовании “тайного ордена Наябинги”, якобы образованного в Бельгийском Конго в 1923 г. для кровавой мести европейцам. Скорее всего, основой для статьи послужили известия о кимбангистском движении. Панафриканские конгрессы, утверждает статья, не что иное, как сборище Наябинги, что в переводе означает “Бей белых”, да еще связанное с Москвой, где будто бы и проходил последний панафриканский конгресс. Все африканцы, служащие в европейских армиях, – члены ордена, а во главе его – сам Хайле Селассие I. В Эфиопию же ведут все нити всемирного заговора. Лишь ку-клукс-клан понял опасность, но его предводители были погублены орденом Наябинги – изведены загадочной болезнью.

Но вернемся все же из этого балагана, который образовался на Ямайке в середине прошлого века, в Эфиопию – к религии растафари.

Растафарианство начинается с понятия I & I – то есть “я и Джа во мне”. Понятие “I”, занимает важное место в сознании и языке Раста, отражает именно эту изначальную африканскую личность. “Раста” или “Рас” – понятие позитивное, это идеал, первоисточник, связь с Африкой, с Богом Ра, который присутствует в самом названии РАста. Раста – это изначальная Вибрация африканского духа, борющаяся за прогресс, самовыражение и самоутверждение. “I” – это море свободной (но скрытой) энергии, и самопознание “I” идёт только через рост, обнаружение и мобилизацию этой энергии.

Раста – Дети Африки. Ритмическую основу Раста составляют “Африканские” барабаны (Кумина) и различные “Африканские” культурные и философские идеи. Раста придерживаются философии “натурализма”, которая отражает идеальные взаимоотношения, существовавшие между древними африканцами и окружавшей их природной средой. Дети традиций крестьянства, Раста продолжают верить, как и их предки, в единый природный мир, населённый разнообразными элементами и силами, неразрывно связанными друг с другом. Вера Раста в реинкарнацию отражает, хотя и несколько грубо, тот факт, что одни элементы природы превращаются в другие. Однако, говоря о реинкарнации, Раста-Ананси превращают этот совершенно научный принцип в мистический, выдвигая самые невероятные объяснения существующих фактов. Правильно понятая (overstood), реинкарнация выражает научный принцип наличия циклических связей в Природе.

Основные принципы питания: не употреблять алкоголь, не курить табак, не есть мясо (особенно свинину), моллюсков, рыбу без чешуи, улиток, не принимать в пищу специи, в том числе и соль.

http://jahrastafari.ru/rastam.shtml


Пока один комментарий

ΣΠΥΡΙΔΩΝ ΔΑΣΚΑΛΕΛΟΣ (3 декабря 2008)

ΜΕ ΠΟΛΥ ΕΝΔΙΑΦΕΡΩΝ ΤΟ ΒΛΕΠΩ
ΣΥΝΥΠΑΡΧΗΣ ΦΙΛΟΣΟΦΙΚΟ ΒΙΟΛΟΓΙΚΟ ΠΥΘΑΓΟΡΙΟ ΣΤΟΙΧΕΙΟ Κ ΜΑΛΛΟΝ ΟΜΟΙΑΖΗ ΜΕ ΤΟΥΣ ΕΣΣΑΙΟΥΣΣΣ ΤΟ ΟΛΟ ΣΚΗΝΙΚΟ

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий