Африканцы понимали, что поскольку они относительно слабы физически, то одолеть сильных и могучих они могут не силой, но лишь бдительностью сознания. Как и Ананси-паучок, африканцы считали основным ценным человеческим качеством хитрость и бдительность сознания, дающие им возможность приспособиться и выжить в самой неблагоприятной ситуации. Наши предки – африканцы были твёрдо убеждены, что их знания и умственные способности могут выработать для них стратегию выживания. Над человеком, лишённым бдительности сознания, смеялись как над “дурачком (bobo или Quashie)”, или говорили про него, что он “глуп как летучая мышь”. Таким образом, народная традиция всегда стремилась развивать силы ума, например, употребляя чеснок или другие растительные стимуляторы.

Ананси стал настолько хитёр, что часто притворялся глупцом, чтобы кого-нибудь обмануть. Хитрость и ум давали Ананси столько силы, что он мог победить даже крупных и сильных животных, мог выйти с честью из самой щекотливой ситуации и избежать лап врага, хотя и он иногда “попадался” и был близок к гибели, как, например, в сказках “Смоляное чучело” и “Братец Ананси и три его дочери”. Рассказчик часто заканчивал повествование об Ананси следующим образом: “У этого Паука больше мудрости, чем у всех остальных в мире, вместе взятых”. Ананси стал даже жаден до мудрости: в одном популярном рассказе он поместил всю мудрость мира в тыквенный сосуд и собирался хранить её только для себя, но когда он полез на дерево, чтобы спрятать сосуд, тот упал и разбился, а мудрость рассеялась по всему миру и среди всех остальных животных.

Критика Ананси в Африке

Ананси был маленький плут и мошенник. Он был мастером психологической войны, африканцы считали его воплощением духа своей расы. Он часто поднимался до “Божественного” статуса, ему часто приписывали сверхъестественное могущество. Хауса даже верили, что тонкие лапки паука стали маленькими солнечными лучами, и что солнце стало пауком, искусно опутывающим своей сетью души смертных. Бого из Западной Африки называли солнце “вороватой ведьмой в центре паучьей сети”. Часто Ананси отождествлялся с богом Exuba Elegba, “богом хаоса”, забытым африканским Меркурием, “Богом Перекрёстков и Вестником Сил Небесных”. Иногда он – Papa Legba.

Даже на этой ранней стадии становления африканского сознания внутри Африканской души уже возник конфликт, так как Паук был не только героем, но и злодеем. Братец Ананси по представлениям самих африканцев не был “идеальным” человеком. Выживание в нём преобладает над верностью, благочестием и правдивостью. Он скорее прагматичен, чем принципиален. Ананси приписывали все наиболее характерные качества, необходимые народу для выживания в то время; они были одновременно плохими и хорошими: хитрость, упорство, жизнелюбие, весёлость, живость духа и мистицизм. Самые отталкивающие качества Ананси были результатом его слабости в мире конкуренции и борьбы за жизненные ресурсы.

Соперники Братца Ананси – Лев

Разумеется, не все древние африканцы подражали Братцу Ананси, так как другие тотемы-идеалы соперничали с последним за звание “героя”: змеи, птицы, тигры, аллигаторы и многие другие. Но из всех соперников Паука самым уважаемым был Лев, считавшийся основным альтернативным “идеалом”, которому следовали в определённые периоды своей истории многие африканские народы – зулу, кикуйю, маруны, ниабинги, короманти. У хауса вождя часто называли “Лев”, “Бык” или “Слон”, выражение “сын дикого зверя” считался у мужчин большим комплиментом. Среди тех же хауса Лев был вторым по популярности животным тотемом. Zaika (Лев) обозначал силу и гордость и служил уважительным обращением к вождю.

В этом символическом мире животных – отражающем всё, что происходило внутри африканской культуры – между двумя самыми популярными идеалами или образами Братца Ананси и Братца Льва существовал конфликт. Эти два животных практически всегда противостояли друг другу. В одной сказке хауса именно Лев разорвал на куски кузнеца, а из этих кусков затем появился паук. В другой Лев, а не Ананси, царил на земле до прихода человека. В одной ямайской сказке Братец Тигр (синонимичный Льву) был раньше царём леса, в честь него названо много разных вещей – тигровые лилии, тигровый мотылёк, сказки про Тигра и т.д. Все остальные животные (включая Ананси) признавали его сильнейшим, а Братца Ананси – слабейшим. Братец Пёс объяснял: “Когда Тигр шепчет, деревья слушают. Когда Тигр зол и рычит, деревья дрожат. А когда Ананси шепчет, никто не слушает. Когда он кричит, все смеются”. Чтобы сказки леса стали называться “Сказки про Ананси”, а не “Сказки про Тигра”, Братец Ананси принял вызов Братца Тигра поймать живым Господина Змея. Ананси одержал победу, с помощью лести заманив Змея в ловушку, и тогда сказки стали называться в его честь, и другие животные уже не могли над ним смеяться.


Комментариев: 2

Андрей Сологуб (30 июня 2010)

Очень и очень интересно. Интересуюсь всем что связанно с Африкой. Начинал со сказок их уже перечитал огромное множество.Очень поучительно. Очень интересные мысли в статье спасибо.

Вохеr (30 июня 2010)

Андрей, можем пообщаться ;-) boxer.rasta@gmail.com.
P.S. Действительно, очень интересно.

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий