Сколько еще неизданных записей Боба Марли хранится в архивах? Этот вопрос задают с того дня, когда закончилась земная жизнь Боба Марли, — уже более пятнадцати лет. Ответ на него до сих пор остается тайной, отчасти оттого, что большая часть записей исчезла, во многих случаях записи были украдены.

Однако о неизданном материале известно достаточно, чтобы можно было с уверенностью говорить о возможности выпуска новых, уникальных альбомов Боба Марли. Определить же их количество весьма сложно. Клавишник группы «Уэйлерс» Тайрон Доуни оценивает объем неизданных песен тремя альбомами, однако, по словам гитариста Джуниора Марвина, «существует по крайней мере тринадцать альбомов неизданного материала, которые могут быть выпущены».

Основная сложность заключается в том, что незаконченные записи Боба Марли рассредоточены по всему миру. Несомненно, множество записей до сих пор хранится в архивах «Island Records» в Лондоне, и это не просто альтернативные версии, но полноценные песни, о которых неизвестно широкой публике. Предположительно двести часов неизданного материала являются собственностью Риты Марли и находятся в ее доме в горах близ Кингстона, в специальном хранилище, где поддерживается определенная температура и влажность воздуха. Еще больше материала хранится на магнитных лентах и кассетах — записи, сделанные спонтанно в номерах отелей, домах подруг Боба, в автобусе группы, во дворе студии «Tuff Gong» и так далее. Мать Боба рассказывала, что в течение недели после смерти Марли его дом был буквально разграблен его так называемыми «друзьями», которые брали все, что попадалось под руку, и множество уникальных записей исчезло по их вине.

Репетиционные записи имеют наибольшую ценность по двум причинам. Во-первых, посмертный альбом «Confrontation» был создан исключительно из таких записей. Например, песня «Mix Up, Mix Up» в оригинале была 24-минутным фрагментом студийного джем-сейшена, который был умело отредактирован, в 1983 году переаранжирован музыкантами «Уэйлерс» и стал прекрасной «новой» композицией. Таким же образом могли бы быть отредактированы многие незаконченные песни Боба Марли. Во-вторых, существуют несколько кассет с записью частных акустических сессий, которые, будь они выпущены официально, поклонники Боба приняли бы «на ура». Прецеденты уже существуют — например, сборник «One Love: The Wailers At Studio One», выпущенный лейблом «Heartbeat» и включающий в себя репетиционную версию песни «Wages Of Love». Акустическая сессия Боба Марли и Джонни Нэша в шведском отеле 1971 года, по мнению многих поклонников «Уэйлерс», стала жемчужиной компиляции «Songs Of Freedom» лейбла «Island».

Наиболее интересна история более поздних записей, сделанных Бобом в своей комнате в доме Седеллы на Виста-Лейн в Майами с сентября 1977 года до первых месяцев 1980 года. После того, как множество записей были безвозвратно утеряны, единственным, что удалось найти матери Боба, стали две десятидюймовые бобины в коробках без каких-либо надписей, спрятанные в спальне. Находка была сделана 11 мая 1989 года, спустя восемь лет со смерти Марли. Все это время пленки хранились в неподобающих условиях, и когда они были вскрыты, оказалось, что коробки заполнены мельчайшими частицами эмульсии, покрывавшей когда-то магнитную ленту. Сперва мы опасались, что если мы попробуем воспроизвести запись, аппаратура уничтожит ее навсегда. С помощью профессионального инженера и технической поддержки радиостанции WDNA, нам удалось извлечь двухчасовую запись с поврежденной магнитной ленты. Качество записи варьировалось от превосходного до отвратительного. Нам пришлось применить всю имеющуюся в нашем распоряжении аппаратуру, фильтры и эквалайзеры, чтобы получить звук, в котором хотя бы угадывалась музыка, и весьма сомнительно, чтобы современные технологии позволили бы очистить эти записи до приемлемого для издания уровня. Однако и из существующего материала можно составить прекрасный альбом неизданных песен Боба Марли.

Эти записи могут являть собой некий дневник Боба Марли; они иллюстрируют мысли, настроение момента, когда были записаны. В большинстве своем, тексты этих песен мрачны и затрагивают вопросы несправедливости, несвободы, отчаяния, предательства, недовольства, презрения; рассказывают об узниках тюрем, надзирателях, палачах и лжепророках — в отличие от позитивных, жизнеутверждающих песен, которые выходили в свет на альбомах. Я считаю, что эти песни были написаны вскоре после покушения на жизнь Боба Марли и во время его пребывания в Лондоне, которое больше походило на добровольную ссылку.

Дейзи Смит, подруга Боба, в одном из своих интервью подтвердила, что песня «We And Dem» (фрагмент записи, которую мы восстановили), была написана в 1977 году, но увидела свет лишь в 1980 году на альбоме «Uprising». Возможно, мы никогда не узнаем точных дат записи этих песен.

Песня «Jailbreaker» (мы предположили, что она могла называться именно так), первая на восстановленной нами пленке, длится около двенадцати минут. Она начинается с одного из лучших куплетов, которых написал Боб. В самом конце записи слышно, как он обращается к кому-то, кто находится рядом с ним в комнате: «Hear what a gwan jammin’ — this ’bout five hour now». Значит ли это, что Боб работал над этой песней столько времени? Или еще больше? Если так, то есть ли у кого-либо запись всей сессии? Эти вопросы остаются без ответа.

Далее — несколько фрагментов разных записей, наброски будущих песен, которые, без сомнения, отражают глубокую тревогу, беспокойство этого периода в жизни Марли: «Place Of Peace», «Record A New Song», «Vexation». Затем мы можем слышать, как появлялась на свет песня «We And Dem». Когда Боб второй раз произносит «me nuh know how we and dem a go work it out», его голос дрожит; складывается впечатление, что он сдерживает слезы — это наиболее искренний, трогательный момент всей двухчасовой записи. Следующая песня, «Jump Them Out Of Babylon», по своему настроению напоминает «Jailbreaker» и рассказывает о человеке, который больше не в силах нести свое тяжкое бремя.

На второй пленке, среди инструментала и настройки инструментов, обнаружились две очень плохо записанные, но оттого не менее замечательные песни — «Pray For Me» и «Can’t Take Your Slogans No More». Первая — в стиле босса-нова, и многие предполагают, что она была записана в начале 1980 года, когда Боб Марли и Джейкоб Миллер вернулись из поездки в Бразилию. Во время записи в комнате кроме Боба играют еще два гитариста. Последняя песня, «Slogans», — диатриба всем лживым политикам, которые, как считал Боб, предают его при первой возможности.

Много лет назад я рассказал Крису Блэквеллу о существовании этих записей и посоветовал ему сделать их резервные копии на DAT как можно скорее. И не важно, кто будет владеть ими. Но если ничего не предпринять, то они не достанутся никому. Однако до сих пор надежной цифровой копии так и не было сделано.

Автор: Roger Steffens
Перевод: rb2

http://bobmarley.ws/plugins/content/content.php?content.408


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий