Боб Марли был в Бразилии лишь один раз, в марте 1980 года. Боб, Джуниор Марвин (гитарист «Уэйлерс»), Джейкоб Миллер (вокалист «Inner Circle»), Крис Блэквелл (глава «Island Records») и жена Криса Натали прибыли частным рейсом в Бразилию, чтобы принять участие в церемонии открытия немецкого лейбла «Ariola». Студия «Island», где записывались «Уэйлерс», была в то время частью «Ariola». Чтобы посетить Бразилию, Бобу Марли пришлось прервать запись альбома «Uprising». Во время дозаправки в Манаусе (местечко в лесах Амазонки) самолет был задержан на несколько часов. Местным военным показались подозрительными «обкуренные» пассажиры самолета. После беседы с властями им все же разрешили следовать дальше, однако уже без их рабочих виз. Это обстоятельство очень огорчило бразильских поклонников Марли, которые надеялись, что Боб проведет незапланированное выступление. После инцидента Марли и его товарищи направились в Рио-де-Жанейро.

18 марта, в 18:30 самолет приземлился в аэропорту Рио, где Боба Марли уже ждала группа репортеров. В Бразилли Марли был особенно популярен как автор песни «No Woman, No Cry», записи которой в исполнении Джилберто Джила продавались здесь ‘на ура’. Первые впечатления Боба: «Самба и реггей очень похожи, в них чувствуются африканские корни». О Джа он сказал лишь: «Он похож на вашего бога. Немногие знают его». После этого вся группа отправилась в отель «Копакабана», чтобы отдохнуть после перелета.

На следующее утро Боб Марли осматривал город, в том числе и район трущоб Рио, который напомнил ему гетто Ямайки. Поскольку натуральных продуктов для приготовления блюд Ай-Тал найти не удалось, Марли, Миллер и Марвин пили только фруктовые соки. Последовав примеру бразильцев, их сопровождавших, каждый из них выпил по пятьдесят стаканов сока манго — он очень понравился Бобу. Затем они прошлись по спортивным магазинам, где купили спортивную форму и некоторый инвентарь, который затем использовали в знаменитом футбольном матче с Чико Буарке. Друзья не обошли вниманием и музыкальные инструменты: они купили гитары, маракасы, атабаки и куики (бразильские барабаны).

Три часа спустя, в 16:00, они прибыли на Сернамбетиба-Авеню. Официальные представители компании «Ariola» играли в футбол с хозяевами: Чико Буарке, Токиньо, Алсеу Валенса и другими. Боб, Джуниор и Джейкоб сразу же к ним присоединились, и состав команд изменился: Марли, Марвин, Пауло Сезар Каху, Токиньо и Джейкоб Миллер с одной стороны и Алсеу Валенса, Чико и еще четверо с другой. Бобу Марли досталась футболка с номером 10. «Пеле!» — рассмеялся он. Марли играл в атаке, и вскоре счет стал равным 3:0 в пользу его команды. Голы были забиты Бобом, Пауло Сезаром и Чико. Сезар, который играл за сборную Бразилии в мировом чемпионате 1970 года, на слова Марли «Я большой поклонник Вашей игры» ответил: «А я — вашей музыки». «Ривелиньо, Джаризиньо, Пеле… Бразилия — моя команда. Ямайцы любят футбол из-за Бразилии», — говорил Боб. Однако главной целью приезда Марли была презентация лейбла, поэтому сразу после игры им пришлось вернуться в отель.

Мероприятие состоялось в тот же день, 19 марта, на вершине горы Урка. Присутствовали более тысячи приглашенных и не приглашенных гостей, которых развлекали «поедатели огня», «предсказатели судьбы» и прочие фейерверки. Марли и его друзья, для которых было отведено особое почетное место, прибыли в 10 вечера. Будучи в центре внимания, Боб был очень спокоен. Он беседовал с Мораесом Морейрой, Мариной и теми, с кем он играл в футбол днем. Многим казалось странным, что Марли не пил алкогольных напитков — этому препятствовали его религиозные убеждения. Переговорив с директором рекорд-компании, Марли решил посетить концерт Морейры, который начинался в 11 вечера. Все ждали выступления Боба Марли. Морейра пригласил на сцену Бэби Консуэло — бразильскую певицу, записавшую собственную версию песни «Is This Love» — в надежде, что они вместе что-нибудь исполнят. Но к тому времени Боб уже уходил, уводя за собой толпу репортеров и фотографов. Даже садясь в кабину фуникулера, он отвечал на вопросы журналистов.

На следующее утро была запланирована пресс-конференция, но она прошла в спешке, так как приглашенные репортеры опоздали, а отъезд Марли был намечен на 16:00. О бразильцах Боб сказал: «Несложно заметить, что они обладают прекрасным чувством ритма, которое выражается не только в танце, но и в том, как они говорят, в их интересе к музыке, какими бы ни были ее проявления». Для Марли послание, которое несет музыка, было очень важно: «Музыканты должны быть глашатаями угнетенных масс. В нашем [реггей-музыкантов] случае ответственность за наши слова еще выше, ввиду религиозных убеждений. Философия реггей сама по себе объясняет все это. Музыка реггей родилась в ямайских гетто, и она всегда будет верна своим корням, неся миру свое слово возмущения, протеста и воззвания к человеческим правам». Таким он видел мир вокруг: «Апокалипсис — на улицах, каждый день, в жизни каждого из нас. Страдает мой народ, бедняки, простые люди. Вот о ком я говорю». О реггей он говорил оптимистично: «Реггей — это не причуда, не увлечение. Это возродившийся ска. Реггей — музыка молодого поколения, даже белых. В ней много силы, как в семени, растущем во влажной земле. И эта музыка будет расти — стоит лишь немного подождать».

Вечером 20 марта Боб Марли и его друзья покинули Бразилию. В одном из своих интервью Джуниор Марвин рассказал, что во время своего путешествия Боб написал несколько песен, так и оставшихся неоконченными. Также он отметил, что «Уэйлерс» планировали включить Бразилию в программу своего мирового турне, которое должно было начаться в конце 1980 года. Группа «Inner Circle» должна была открывать шоу, анонсы которых уже размещали многие газеты. Однако 23 марта, через два дня после возвращения на Ямайку, Джейкоб Миллер погиб в автокатастрофе. В начале 1981 года здоровье Боба Марли становится все хуже, и 11 мая 1981 года он умирает от рака.

Мечта многих поклонников Боба Марли посетить его бразильский концерт так и не стала реальностью. Однако сегодня у нас есть возможность узнать другую сторону его личности, рассказывающую нам о том, каким Марли был вне сцены. Все газеты, освещавшие его визит, отмечали его открытость, дружелюбие, не свойственные «звездам» мировой величины. Многочисленные биографии Боба Марли опускают его поездку в Бразилию, предпочитая подробнее рассказать о концерте «Уэйлерс» на праздновании Дня независимости Зимбабве, который состоялся менее чем через месяц. Но для тех, кого музыка Марли «задевает за живое, но не причиняет боли», этот визит — бесценное воспоминание.

Автор: Leo Vidigal
Перевод: rb2

http://bobmarley.ws/plugins/content/content.php?content.382


Комментариев: 3

oki caraba (16 апреля 2009)

jiwa bob marley akan selalu ada , ,jadi tetaplah berdendang dalam alunan lagu om bob marley , , ,

pavlentiy67 (23 мая 2011)

Обожаю Боба. Такой он замечательный

Гитары (26 сентября 2014)

Мой любимец!

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий