Сложно отказаться от избитых аналогий при обсуждении фестивалей определенного формата. Забудем о Вудстоке! В России есть собственное, уникальное в своем роде музыкальное событие — «Пустые холмы». Что такое «Пустые холмы»? Какие аналогии рождаются в голове, когда вы первый раз слышите это словосочетание? Значит ли это, что холмы совершенно пустые? Давайте разберемся, что есть на «Пусты холмах» и чего там нет и быть не может.

Движение, направленное на объединение неформатных музыкальных течений в общий фестиваль, зародилось в 1998 году, когда группа энтузиастов сделала попытку провести мероприятие, музыкальная политика которого изначально формировалась этими энтузиастами для собственного удовольствия с большим стремлением уйти от пошловатого «мейнстрима», уже тогда оккупировавшего музыкальный эфир. Но в то время ситуация оказалась несколько неподходящей для зарождения нового движения — возможно, звезды не так стояли на небе или экономическая ситуация в стране несвоевременно сделала кульбит, но на несколько лет все затихло. Спустя 5 лет началась новая история фестиваля.

Небольшой походный слет единомышленников и любителей музыки постепенно превратился в мощный поток, привлекающий все больше людей с неформатным мышлением, которые ради погружения в изумительную атмосферу «Пустых холмов» готовы в течение многих недель помогать возводить неповторимый мир, на три дня взрывающий тишину окружающих полей и лесов. И уже в 2006 году стало понятно, что «Пустые холмы» сильно переросли маленький хипповский междусобойчик и превратились в главное музыкальное событие лета.
Что есть на «Пустых холмах»?

Люди

Они приезжают слушать музыку и получать от нее удовольствие. По словам организатора фестиваля Дениса Харлея, самое главное, чтобы каждый на «Холмах» был другом и братом, и эта атмосфера братства и единения присутствует на территории холмов все время подготовки и проведения фестиваля. Счастливые и красивые, улыбающиеся и довольные, подростки и молодые родители, дети и взрослые, определившиеся в своих жизненных приоритетах личности, — кого только ни встретишь на тропинках «Пустых холмов». Любовь к хорошей современной и этнической музыке объединяет различных людей.

Люди приезжают на «Холмы» слушать музыку без так называемых хэдлайнеров, без раскруток по медиаканалам, без рекламы и без фабричных технологий штамповки «народных артистов». Они приезжают получить в полной мере заряд позитива, который захватывает все больше и больше зрителей из года в год. Аудитория фестиваля колоссально выросла за последние годы, образовав своего рода сообщество, и пределов для дальнейшего роста нет. Неформатная музыка — это большая проблема для современного шоу-бизнеса, стремящегося к укрупнению лейблов и выращиванию мега-звезд, но это, безусловно, важнейший элемент современной музыкальной культуры как в России, так и за рубежом.

Свобода

Никто не указывает, где ставить палатку, что делать, когда ложиться спать и в какой одежде ходить. Было кому присмотреть за детишками — специально организованная детская площадка радовала юных зрителей особой программой, никто не скучал. С собой на фестиваль не возбранялось даже прихватить домашних любимцев, если не на кого оставить их дома. Единственное, очень полезное ограничение — «железных коней» пришлось оставить на специальной охраняемой автомобильной парковке.

Фестиваль живет, дышит, танцует круглые сутки. Ночью берега реки смотрят горящими глазами. Фантастическая подсветка мостов. Под утро — сцены, как острова света на волнах тумана. Днем — радужная феерия во все небо и захватывающие дух полеты на парапланах. Жирафы, слоны, лилии на воде, фонарики сделаны из подручных материалов, но не производят впечатление разрозненных самоделок. Все это лицо и атмосфера «Холмов».

Музыка

С каждым годом растет количество музыкальных коллективов, желающих принять участие в фестивале. Система отбора все усложняется и усложняется. В этом году организаторы получили 228 заявок, и при отборе использовалось своеобразное ноу-хау, когда доступ к демонстрационным записям был организован средствами Интернета и члены отборочной комиссии, около десяти человек, могли независимо друг от друга отслушать материал и зафиксировать свое мнение, выставив оценки в рейтинговой таблице. В своем выборе комиссия руководствовалась желанием, с одной стороны услышать на фестивале новые, ранее не выступавшие коллективы, а с другой — не снижать уровень музыкального материала и мастерство исполнения, заданные на предыдущих фестивалях.

Таким образом, сформировался следующий состав исполнителей: Мила Кикина, Simba Vibration, Кимбата-Папа Токи, Compatriotes International Orchestra, Рома В. П. Р., Порт Моне, Eleфant, Наталья Скворцова, Северо-Восток, INFRONT, Дети Picasso, Гурзуф, Серебрянная Свадьба, Boogie Chillen, Кафтан Смеха & Сергей Летов, Soul Mate, ВЫХОД, Ключ, Умка, КИТАЙГОРОД, Наеховичи, Опа Новый Год, Safety Magic, Адис-Абеба, Ethnika music project. Это далеко не полный перечень коллективов, выступивших за три дня. Кроме обычных выступлений на зеленой акустической сцене, отведенной под более интеллигентную вдумчивую музыку, с 10 на 11 июня была организована афро-российская дискотека, а с 11 на 12 — блюзовый джем под началом клуба «Дом у дороги». В нем участвовали известные российские и зарубежные блюзовые группы: Raw Hide (Сербия), Blackmailers Blues Band (Владимир), Svet Boogie Band (Минск) и множество других.

Качественный звук

В этом году территория фестиваля физически и концептуально была поделена на несколько сегментов, отданных разным творческим группам. Музыкальных сцен было три, и дифференцировались они не по номерам и не по главенству, а по цветам — красная, желтая и зелёная.

Красная сцена — свободная, на ней мог сыграть любой желающий, подавший заявку во время фестиваля. Звуковое оборудование и свет были предоставлены смоленской компанией Lightech. За три дня практически непрерывной работы в экстремальных условиях технический персонал обеспечил выступление около 80 любительских музыкальных коллективов, многие из которых впервые в своей жизни работали на профессиональном оборудовании.
Чего на «Пустых холмах» нет?

Нет платы за вход. Как правило, при организации openair фестивалей приходится уделять огромное внимание таким аспектам, как охрана, транспорт, питание и уборка мусора. Зачастую львиная доля доходов организаторов от продажи билетов «сжирается» этими затратными статьям. Организаторы «Пустых холмов» решали эти проблемы, привлекая энтузиастов-волонтеров, и получилось блестяще. При таком скоплении народа невозможно избежать всевозможных накладок и недоразумений, но…. нет драк, откровенного свинства, хамства!

Нет хедлайнеров. Хотя хедлайнеры, конечно же, есть, но не те, которых мы привыкли видеть на больших концертных площадках и которые протерли телеэкран до дыр в сознании. Хедлайнеры «Пустых холмов» — это абсолютно все постоянные участники фестиваля. Те, ради кого зритель готов по нескольку дней терпеть погодные и походные невзгоды, но которых зачастую невозможно услышать и увидеть, кроме как на клубных концертах и крайне редких гастролях в регионах. Удивительно, но их знают и любят, и едут слушать со всей страны, и каждую весну ждут первых вестей о начале подготовки фестиваля, хотя информация о составе участников обычно появляется в самый последний момент и всегда является сюрпризом.

Нет генерального спонсора. Нет навязчивой рекламы, перетяжек в самых неожиданных местах, моря пива определенной марки, VIP-зоны для избранных. Нет масштабной рекламы самого мероприятия. Организаторы стараются контролировать способ подачи информации о фестивале, чтобы не привлекать непонятную аудиторию, которая приезжает на подобные мероприятия, чтобы только пить пиво и тусить. Строительство и обслуживание мероприятия осуществляется усилиями волонтеров, которые работают днями и ночами, строят сцены и мосты и обеспечивают музыкантам хороший звук. Огромное количество добровольных помощников позволяет фестивалю удерживаться в рамках некоммерческого мероприятия с бесплатным свободным входом.
Фестиваль закончился. Что дальше?

Разъехались музыканты и зрители, демонтированы сцены и мосты, сделаны организационные выводы. В 2007 году «Пустые холмы» приняли 20 тыс. зрителей. Это серьезная заявка на то, что фестиваль становится наиболее значимым некоммерческим культурным мероприятием в центральном регионе России. Это накладывает на организаторов «Пустых холмов» определенные обязательства сохранить изумительную атмосферу последних пяти лет при дальнейшем росте масштаба события.

Где пройдет следующий фестиваль, пока неизвестно. Невероятные слухи пророчат перенос фестивальной площадки в такие отдаленные места, куда смогут добраться только самые рьяные поклонники неформатной музыки, но музыкальный фестиваль без такого важного компонента, как слушатели уже не фестиваль.

Из года в год решается огромное количество задач, связанных с техническим оснащением концертных площадок, логистикой, организацией питания и размещения зрителей и музыкантов. Привлекаются средства — как собственные добровольные пожертвования, так и немногочисленных спонсоров. С одной стороны, растет опыт самих организаторов фестиваля, — дальнейшее развитие и рост количества зрителей может стать существенной проблемой при выборе места под фестиваль и согласовании проведения его с местными органами власти. Пока сложно сказать, во что это может вылиться в будущем. Остается только с замиранием сердца ждать новостей и бесконечно пересматривать гигабайты фотографий, отснятых за время фестиваля.
Мария Борзакова для журнала «Шоу-Мастер»


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий