Родителями Боба были белый молодой парень и совсем еще юная, черная девочка-подросток. Роберт Неста Марли унаследовал смиренный характер от своих небогатых предков, чтобы впоследствии, стать выдающимся музыкантом современности и самой большой звездой музыки реггей. В процессе жизни он стал чуть-ли не религиозным лидером, чьи действия в продвижении идей мира и согласия, справедливости и братства практически “перевешивали” его достижения в области музыки.
Профессионально Марли начал петь в шестнадцатилетнем возрасте вместе с двумя своими друзьями – Банни Ливингстоном и Питером Макинтошем (впоследствии – Банни Уэйлер и Питер Тош). На творчество этого трио большое влияние оказали такие исполнители, как: Сэм Кук, Джим Ривз, группа “Дрифтерс” (“Drifters”) и вообще – вся Ямайская музыка того времени. Первую свою запись, которая вышла под названием “Чач Нот” (“Judge Not”, “Не осуждать”) Марли делает вместе со своими друзьями – Банни и Питером, объединившись в трио “Тинэйджерс” (“Teenagers”, “Подростки”) или, как оно еще называлась: “Уэйлинг Рюдбойз” (“Wailing Rudeboys”, “Выскочки”) в 1962 году. Позже, когда трио стало называться: “Уэйлерс” (“Wailers”) Марли и его друзья начинают “подмешивать” в свою музыку политические призывы. Так, появляются записи: “Энд Ай Лав Хё” (“And I Love Her”, “И я люблю ее”) и “Вотс Нью Пуссикэт?” (“What’’s New Pussycat?”, “Это что за новенькая киска?”). Это были эксперименты с “замедленным” ска (ska).
В 1966 году Марли женится на Рите Андерсон и переезжает в Соединенные Штаты, где они живут вместе с его матерью. Но следуя своей вере Раста, Боб возвращется на Ямайку в том же году.

Как ска, так и “рюд бой мьюзик” (“rude boy music”), “замедленные” и преобразованные в “нечто”, названное “рок стиди” (“rock steady”, “стойкий рок”) Марли доводил в своих песнях до совершенства.
В 1973 году, когда Марли договорился о сотрудничестве с “Айлэнд Рекордс” (“Island Records”) у него появляется хороший шанс (и кое-какие финансы) для того, чтобы сделать свою первую профессиональную запись. В результате появился альбом “Кэтч э Файэ” (“Catch a Fire”, “Лови огонь”) в который вошли такие песни, как “Стир Ит Ап” (“Stir It Up”, “Это движение”) и “Стоп Зэт Трэйн” (“Stop That Train”, “Остановите этот поезд”), автором которой был Питер Тош, получившие всемирное признание. Со своей группой Марли создавал такую музыку, которая хорошо подходила для танцев и в тоже время – оставалась глубоко лиричной, а иногда носила ярко выраженную политическую окраску. Так, подогреваемый борьбой Раста и обществом курящих ганджа, Марли становится полномочным послом реггей во всем мире. Его песни об жизненном определении каждого человека, о восстании угнетенных и правосудии находили положительные отзывы во всем мире. В первом американском турне “Уэйлерс”, на сцене появился совсем еще молодой Брюс Спрингстин.
В 1974 году, после ухода из группы Питера Тоша и Банни Ливингстона, появляется женское вокальное трио “Ай-Трис” (“I-Threes”, “Я и трое”) в которое вошла жена Боба – Рита Марли. Так появился альбом Марли “Нэтти Дред” (“Natty Dread”, “Смиренный Дред”). В том же году, Эрик Клэптон получает огромный успех благодаря песне Марли “Я застрелил шерифа” (“I Shot the Sheriff”). В конце семидесятых такие песни Марли, как: “Экзодус” (“Exodus”, “Исход”), “Вэйтинг ин Вэйн” (“Waiting in Vain”, “Напрасное ожидание”), “Джэммин” (“Jamming”, “Забито”) и “Из Зис Лав” (“Is This Love”, “Эта любовь”) с альбомов: “Растаман Вайбрейшен” (“Rastaman Vibration”, “Вибрация Раста”) и “Экзодус” стали настоящими хитами Америки.
В 1977 году, в ходе Европейского турне, Марли и “Уэйлерс” провели неофициальную футбольную встречу с командой Французских журналистов, в ходе которой Марли получил довольно серьезную травму ноги и хотя медицинское обследование показало наличие раковых клеток, он отказался от операции.
Несмотря на свое состояние, в 1978 году Марли (…) устраивает представление “Автобусом до Вавилона” (“Babylon by Bus”) известное как самый выдающийся “живой” концерт в истории реггей в Нью-Йорке, в “Мэдисон Скуэа Гарден” (“Madison Square Garden”). В том же году он выступает с концертом мира в Кингстоне на Ямайке и на концерте в Бостоне, в пользу “Африканских Борцов за Свободу” (“African Freedom Fighters”, AFF). Напряженная жизнь забирала у Марли очень много сил и здоровья. Однако, Марли сумел записать и выпустить альбом “Survival” (“Сёвивал”, “Выживание”) который стал редким по своей воинственности политическим манифестом.
В 1980 году, в ходе турне, Марли получил травму во время обычной пробежки трусцой по Центральному Парку Нью-Йорка. Рак распространился по его мозгу, легким и печени и он умер через восемь месяцев. Мир музыки потерял одного из истинных и мощных активистов, человека, который вышел из гетто Тренчтауна, чтобы одеть “мантию всемирного музыкального посла”.
“- Я не должен страдать, чтобы знать страдание…” – сказал он своему биографу, Стивену Дэвису. “Это не смущает меня, но истина в конце концов вспыхнет в человеке, подобном реке!”
Впоследствии, барабанщик “Уэйлерс” – Кэрлтон Баррет и один из лидеров – Питер Тош погибли на Ямайке.
Рита Марли продолжает управлять семейной студией “Тафф Гонг” (“Tuff Gong”) на Ямайке, а сын Боба, Зигги Марли – записывается сейчас вместе со своей группой “Мелоди Мейкерс” (“Melody Makers”).


Пока один комментарий

Александр (20 ноября 2011)

«I Shot the Sheriff» – песня Боба Марли была включена в 1973 г. в альбом Burnin’ (The Wailers). Всемирную известность песни принес Эрик Клэптон, записавший кавер-версию «I Shot the Sheriff» в 1974 г.
Источник – http://sunny-music.ru/ext/aHR0cDovL3dvcmxkZWxlY3RyaWNndWl0YXIucnUvSV9TaG90X3RoZV9TaGVyaWZmLnBocA==/

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий