Биография Lee Scratch Perry

Lee_Scratch_Perry
Rainford Hugh Perry
Известен также как под именами: Lee, Little, King, Scratch, The Upsetter, Pipecock Jackson, Super Ape, Ringo,
Emmanuel, The Rockstone, Small Axe, и еще под десятком других
Родился: 20 марта 1936,Кендал, Ямайка
Проживает в Цюрихе, Щвейцария
Род занятий : величайший рэгги и даб продюсер

Ли Перри начал свою жизнь также как все ямайские музыкальные звезды. Он родился в бедной семье в маленькой деревушке, и уже в юные годы завоевал репутацию крутого парня, в конце пятидесятых приехал в Кингстон где и увлекся музыкой. Его первой записью была совместная работа с пионером ямайской звукозаписи” Клеметом” «Коксоном» Доддом (Clement «Coxsone» Dodd) на его ставшей позднее легендарной студии «Studio One». Далее он стал проводить еженедельные рэгги-вечеринки которые в свое время придумал Коксон, но именно Перри принес им огромный успех. В начале шестидесятых он сделал свою первую собственную запись «Old For New», а песня «Chicken Scratch» стала местным хитом, но она не вязалась с тем что делали на Studio One.
В 1966 году после семи лет работы Перри ушел со Studio One заявив Коксону что за все эти годы он не получил ни должного признания ни денег. После чего он сразу же присоединился к продюсеру Джо Гиббсу (Joe Gibbs) который работал над своей первой, очень мрачной пластинкой называвшейся «I Am The Upsetter». На самом деле Гиббс не был продюсером, он занимался неизвестно чем, все что про него было известно это то что он имеет кучу денег, носит черные очки и хорошо разбираетс в музыке. Он сразу понял что в Перру что-то такое есть (groove), так что в 1967 он нанял Ли Перри руководить только что созданным лэйблом Amalgamated. Перри не теряя времени даром и спродюсировал кучу хитов вроде песни «Long Shot» группы The Pioneers’, в которой был впервые использован новый ритм, не имевший тогда названия — поднее он стал известен как рэгги. «Long Shot» и другие продюсерские работы дают право Ли Скрэтч Перри называться человеком который изобрел рэгги.
Со временем оказалось что Гиббс также как и Коксон стремится заграбастать и славу и деньги ни оставив Перри ничего. Поэтому в 1968 Перри решил что если он не может без проблем работать ни с одним продюсером, то он сам станет продюсером.
Lee_Scratch_Perry
И он немедленно создал группу и лейбл — и то и другое называлось The Upsetters. Группа состояла из Хакса Брауна (Hux Brown) — гитара, Джеки Джексона (Jackie Jackson) — бас, Хью Малькольма (Hugh Malcolm) — ударные, Винстона Райта (Winston Wright) и Гледстона Андерсона (Gladstone Anderson) на клавишных. Днем The Upsetters вместе с Перри мотались по Кингстону, ходили по кинотеатрам, где смотрели боевики и вестерны, после чего шли в студию, где работали всю ночь. Как раз под влиянием боевиков и были написаны такие хиты” как” «Kill Them All», «The Vampire», «Dig Your Grave», а также пластинка «Return Of Django» которая стала визитной карточкой группы. К несчастью для Перри оригинальный состав The Upsetters не проработал с ним долго. Группа скоро распалась. Помимо работы с The Upsetters Перри создавал хиты с David Isaacs, The Silvertones и Slim Smith. Хотя большинство хитов ранних The Upsetters были в стиле рэгги, иногда Перри выдавал на вторых сторонах пластинок какой-нибудь странный звуковой эффект, за что и получил прозвище the Upsetter.
Когда в 1969 году «Django» в Англии попал в десятку хитов Перри решил собрать другой состав The Upsetters специально для того чтобы поехать с выступлениями заграницу. И он взял под свое крыло молодую группу The Hippy Boys: Эстон Баррет (Aston «Family Man» Barrett) на басу, его брат Карлтон (Carlton Barrett ) – ударные, гитарист Элва Льюис (Alva Lewis), Глен Адамс (Glen Adams) клавишные и Макс Ромеро (Max Romeo) – вокал. The Hippy Boys записали несколько синглов, но без особого успеха. Перри взял новых Upsetters в шестинедельный тур по Британии – первое в истории заграничное выступление рэгги группы. Они стали сенсацией. Upsetters правда вернулись из тура обиженными – Перри забрал себе большую часть доходов.
В один прекрасный день молодой музыкант по имени Боб Марли пришел на Upsetter Records. Его команда The Wailers несколько лет назад пользовалась успехом, но в тот момент они бедствовали. В это же время такие продюсеры как Кокстон и Рейд, которые в свое время единолично правили шоу-бизнесом, были потеснены новыми независимыми продюсерами и лейблами. В музыкальном бизнесе разгорелась настоящая война – каждый хотел урвать себе кусок, поэтому завоевать успех было очень сложно. The Wailers хорошо это знали и понимали что они должны были наконец или чего-нибудь добиться или исчезнуть в небытие. Молодые продюсеры вроде Перри создавали новый звук, который резко поменял ямайскую музыку. Старые продюсеры при этом начинали терять почву под ногами. Боб Марли и его друзья Питер Тош (Peter Tosh) и Банни Вэйлер (Bunny Wailer) были удивлены тем что у The Upsetters такая огромная популярность за границей. Поэтому Боб Марли решил что сотрудничество с The Upsetters может помочь карьере The Wailers. После нескольких совместных сейшнов весь состав The Upsetters присоеденился к The Wailers.
Когда Перри узнал что Боб Марли украл у него группу он пришел в неописумую ярость. Он даже хотел убить Марли. В один прекрасный день Перри наконец встретил своего обидчика. Они чуть не подрались, но под конец было принято соломоново решение что The Upsetters останутс в составе The Wailers, а Перри станет продюсером группы.
Lee_Scratch_Perry
Перри встал за пульт и две группы превратились в одну. Очень быстро уровень команды сильно повысился. Перри попросил Боба петь более высоким голосом и убрал бэк-вокал (Питер и Банну пели фальцетом). Гитарный и органный звук стали более жесткими. В конце концов получилс тот звук, который мы так хорошо знаем. За короткое время были записаны такие хиты как «Small Axe», «Duppy Conqueror», «Fussing & Fighting». Трудно сказать кто на кого повлиял больше – судя по всему там было взаимное влияние. Но одно точно – сколько бы раз Марли потом не перезаписывал эти песни – достичь такого магического звука как при работе с Ли Скрэтч Перри у него уже больше никогда не получалось.
Успех были почти мгновенным. В период с 1969 по 1970 было записано много классических вещей. К 1971 году отношения между Марли и Перри испортились. Два таких необычных человека не могли ужитьс вместе. Так или иначе The Wailers влив в свой состав братьев Барретов сформировали новую группу, подписали в 1973 году контракт с Island Records и стали суперзвездами. The Upsetters с новым составом, но под старым именем пошли своим путем.
Бутлегерские диски с записями The Wailers сделанными Перри разошлись сотнями тысяч экземпляров. Дело в том что в тот момент когда совместная работа между Марли и Перри подошла к концу они договорились что доход с материала будет поделен пополам, когда же материал был отправлен на Trojan Records в Лондон, Перри заявил что он имеет все права на записи и забрал все деньги. Он поступил с Марли также нечестно, как в свое другие продюсеры поступали с ним. The Wailers не могли этого простить. После этого Боб возненавидел Перри и их вражда продолжалась до самой смерти Марли в 1981 году. Права на материал похоже навсегда повисли в воздухе.…
В 1973 году Перри с семьей переехал в Washington Gardens — окраину Кингстона. Там он начал строить свою собственную студию. После того как в 1974 году работа была закончена Перри надписал над дверью Black Ark и заявил что здесь отныне будет центр рэгги вселенского масштаба. Так оно и получилось.
Lee_Scratch_Perry
Создав наконец свою собственную студию Перри стал
экспериментировать со звуком. Он стрелял из пистолета, использовал звуки разбитого стекла, дождя, плач ребенка, мычание коров и проч. пускал пластинки задом наперед и в замедленном темпе (заметим –
была середина семидесятых). Перри чувствовал когда в музыке был groove — т.е. когда она «катила». Для достижения этого самого groove он натирал головки магнитофонов грязными тряпками, полученные
записи он нередко поджигал — после чего гасил их, иногда он закапывал их в землю и доставал через месяц — ждал когда пленки пропитаются священным космическим духом. Во время работы за пультом Перри беспорядочно двигал рукоятки. Такими антинаучными методами он достигал невероятного звука. Другие продюсеры удивлялись — почему несмотря на то что они добиваются кристально чистого звука, а у Перри звук как из бочки — у него музыка на порядок
круче. Как-то раз кто-то спросил у Перри почему несмотря на то что он работает на четырех -дорожечном магнитофоне звук получается
такой как будто дорожек” двадцать-четыре.” «Остальные двадцать дорожек находятся в космосе» ответил Перри. До сих пор многие приемы которые он использовал в своей работе неизвестны. Магическая атмосфера Black Ark начала привлекать самых лучших ямайских исполнителей начина от ветеранов вроде The Heptones до таких испролнителей как Jail Lion или Dr. Alimalltado. Даже Боб Марли вернулся к Перри и сделал на Black Ark несколько записей. Перри почти круглые сутки сидел в студии куря марихуану и пытаясь получить groove. Записи на студии больше походили на вечеринки — двери были открыты для всех круглые сутки. За время работы на Black Ark (до 1979) были выпущены следующие классические даб-альбомы: Мах Romeo (War In А Babylon), Junior Murvin (Рolicсе And Thieves), The Heptones (Party Time), The Congos (Heart Of The Congos), TheUpsetters (Super Ape) — его Перри считает своим лучшим альбомом — и это правда — Super Ape вершина даба.Перри постепенно становился очень популярен среди белых музыкантов таких как Поль Маккартни, Роберт Палмер и The Clash. К 1979 Black Ark достигла своего пика. До конца было уже недалеко. Однажды утром Перри сжег студию Black Ark дотла. Во время этого эпического события он даже прострелил себе ногу. Дело в том что жена Лее Скрэтч Перри — Паулина не выдержав чрезмерного увлечения мужа музыкой ушла из дому прихватив с собой детей. Это, а также продолжавшиеся в течение многих лет 18-часовые студийные сессии во врем котрых неперставая пили спиртное и курили марихуану буквально поставили Перри на грань. К тому же в последнее время студию стал окружать какой-то сброд, а местные бандиты стали предлагать Перри свое покровительство, в обмен на приличные деньги. «Black Ark была слишком черным и страшным местом» — позднее объяснял Перри — «Несмотря на то что я сам черный я должен был сжечь ее — она была слишком черная. Она хотела меня съесть». Сжигая студию Перри пытался сжечь все мосты связывающие его с прошлым. Судя по всему к тому моменту он пережил глубокий срыв, который сказался на его психическом здоровье. После того как Перри сжег Black Ark он стал покрывать руины странными рисунками и маленькими крестиками. Журналисты приходившие к нему домой заставали его поклоняющимся бананам, поедающим деньги, или крестившим визитеров водой из поливального шланга. В общем он вел себя очень странно.

Следующие несколько лет Перри провел в разъездах между Европой и Ямайкой. Он решил перестать продюсировать и заняться своей личной карьерой. В 1980 году Перри временно сменил свое имя на Pipecock Jackson и вернулс на Ямайку где предпринял неудачную попытку восстановить Black Ark. На чужие деньги было закуплено и установлено оборудование, но в какой-то момент Перри передумал и перерезал все провода, после чего вместо студии вырыл утиный пруд. После того как в течении трех недель утки не прилетели Перри окончательно оставил идею восстановить студию, наложил на всех задействованных в проекте проклятье и смотал. В 1981 году он отправился в тур по США с Нью-Йоркской белой рэгги-группой The Terrorists. В 1982 Перри распрощалс с ними и присоединился к другой белой группе под названием The Majestics, с ними он записал первый со времен Black Ark альбом. Следующий свой альбом History, Mystery, and Prophecy он выпустил в 1984 году на студии Islands. Но позднее поссорился с Крисом Блеквеллом — директором Islands, так как прилюдно поклялся в том что Блеквелл вампир убивший Боба Марли..

В 1986 Ли Скрэтч Перри выпустил Battle Of Armagideon на студии Троян — это было в тот период когда он пил смесь черносмородинного сока с бензином и носил на голове электрогрелку. С выпуском этого диска Перри после долгого перерыва начинает приходить в себя. В следующем году объединившись с английским продюсером Адрианом Шервудом (Adrian Sherwood) он сделал невероятный Time Boom X De Devil Dead. Работая с группой Шервуда Dub Syndicate он сделал цифровой Time Boom который напоминал о лучших днях Black Ark.

В 1989 Перри переехал в Швейцарию со своей новой женой Мириель Рэгг — хитрожопой бизнесменшой из Цюриха, которая по слухам была содержательницей борделя. Она стала его менеджером. В том же году он заявил что ему понадобилось десять лет чтобы прийти в себя (прошло десять лет со дня сожжения Black Ark. В 1990 он сказал что больше никогда не будет работать с Шервудом и со студией Islands, но тем не менее позднее записал с Шервудом на Islands диск под названием From The Secret Laboratory, который стал его самой значительной работой за все прошедшее десятилетие. В девяностые он работал в Цюрихе в своем доме где он создал студию под названием White Ark.

Спустя почти двадцать лет после того как Перри сжег Black Ark у него началась вторая волна популярности. Немалую роль в этом сыграли Beasty Boys. Они искали откуда пошла хорошая музыка и у самых истоков нашли Ли Срэтч Перри. В 1996 году Beasty Boys посвятили ему большой материал в своем фанзине Grand Royal и Перри снова стал жутко популярен. Звукозаписывающие компании мгновенно отреагировали на интерес публики и стали издавать коллекции спродюсированных Перри альбомов. Лучшей из них на сегодняшний день является Arkology выпущенная в 1997 году на Islands. Начиная с апреля того же года Перри стал впервые за 10 лет давать концерты, а в 1998 даже отправился в тур по Америке и Европе. В данный момент Ди Скрэтч Перри постоянно проживает в” Щвейцарии.

В конце концов может возникнуть вопрос — Ли Скрэтч Перри сумашедший или нет. Нет, просто, у всякого гения есть право на странности.

©1997–1999 by Mick Sleeper
Перевел и адаптировал” Beasty.


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий