Боб Марли (полное имя Роберт Неста Марли, Robert Nesta Marley, род. 6 февраля 1945 в поселке Девятая Миля, округ Сэнт Энн, Ямайка, умер в онкологической клинике в Майами, США 11 мая 1981; незадолго до смерти принял растаманское имя Берхане Селассие) – самая культовая фигура меж музыкантов. Культовая в буквальном, религиозном смысле – благодаря Марли растафари из ямайской секты стала мировой молодежной субкультурой, у ортодоксальных религиозных растаманов он почитается перерождением Иосифа Прекрасного, а среди менее искушенных в догматике последователей растафари – Христом черной расы. Певица из сопровождавшего Боба Марли вокального трио “Три Я” (Three I) Джуди Моуотт (Judy Mowatt, род. в 1952) так говорит о нем: “Боб был музыкальным посланником Бога. Он был посредником между Богом и людьми… Его трудами многие из тех, кто вёл бессмысленную жизнь, устремляясь к сиюминутному более, чем к духовному, нашли себя: песни Боба принесли им просветление и духовное возвышение”.

Мать Марли Седелла Букер Марли (Cedella Booker Marley, род. ок. 1938) соблазнил английский колониальный чиновник Норвал Синклер Марли, в ямайской провинции уважительно называвшийся “капитаном” – отсюда кочующие по справочникам легенды об “ирландском моряке”. Хотя Норвал Марли и оформил брак чин по чину, но оказался двоеженцем, похищал мальчика у матери и в 1955, вскоре после бракоразводного процесса, умер. Мать Боба не только пела в церковном хоре и приучила мальчика к музицированию, но и сама, как и два ее младших сына, впоследствии стала певицей рэггей и истовой растафарианкой.

В детстве у Роберта проявились необычные парапсихологические способности, чему способствовал дед – уважаемый в округе человек и знаток духов и традиционного знахарства. В 1955 Седелла Марли с сыном переезжает в Кингстон к гражданскому мужу Тодди Ливингстону, сын которого Банни (Neville O’Riley Livingston, род. в 1947, сценический псевдоним Банни Уэйлер) стал другом детства Боба. Вместе с Банни и Уинстоном Макинтошем (Winston Hubert MacIntosh, 1944-1987, сценический псевдоним Питер Тош) малолетний Боб мечтает создать вокальную группу. Хотя ямайская популярная музыка тех лет была вторичной и подражательной, перепевавшей американские образцы, но в атмосфере жесткой конкуренции любителям и дилетантам места не было: требовался профессионализм и умение с ходу сыграть все, что надо. Друзья упорно осваивали основы музыки и пения под руководством известного на Ямайке певца Джо Хиггса (Joe Higgs, род. в 1949). Хиггс ввел юных музыкантов в мир ямайского шоу-бизнеса, а заодно приобщил к «культуре растафари». В 1962 Боб записывает первые две песни, а в 1963 с Банни Уэйлером, Питером Тошем и еще тремя ушедшими в 1966 году приятелями основывает вокальную группу, после смены нескольких имен названную «Уэйлерз» (Wailers – Стенающие). Группа исполняет соул, ду-уоп, позже – ска и рок-стеди и включается в потогонный конвейер ямайской музыкальной индустрии, требовавшей высочайшего мастерства и еженедельных новых песен для “саунд системз”.

Первый же сингл “Уэйлерз” на два месяца стал ямайским хитом номер один. Но прокормить местный шоу-бизнес не мог: группа работала за харчи и сценические костюмы. В феврале 1966 Марли женится на певице Рите Андерсон (Rita Anderson, род. примерно в 1947, впоследствии – Рита Марли, участник вокальной группы “Three I”, известная также по сольным записям; несмотря на женолюбие Боба и множество внебрачных детей – один даже от Мисс Вселенная, – их с Ритой всю жизнь отличало трогательное духовное единство) и уезжает к перебравшейся в США матери, где работает на автозаводе «Крайслер» рабочим на сборке. В конце года Марли возвращается на Ямайку и воссоздает группу – теперь уже как трио. В 1967 Боб, Питер и Банни окончательно становятся верующими растафарианами. Вместо приблатненной тематики песен ска на темы уличных разборок (на Ямайке господствовала уличная субкультура “руд бойз»[1] – отсюда и тематика) появляются глубокие мистически-визионерские тексты. Изменяется внешний имидж группы. Нет больше аккуратных костюмчиков с бабочками, лаковых штиблет и слащавых улыбочек. “Уэйлерз” стали по понятиям той эпохи “похожи на людей”: нестрижены-нечесаны, из-под пятницы суббота торчит, взгляды туманные и потусторонние. Группа – среди первых на острове и даже наряду с принятым на Ямайке тех лет форматом сингла выпускает в 1970 альбом под названием “Лучшее”. Но Марли по-прежнему вынужден подрабатывать в США на автозаводе. Вернувшись осенью 1969, Марли начинает сотрудничать с выдающимся продюсером и музыкантом Ли “Смутьяном” Перри (Rainford Hugh Perry, род. в 1936), самым экстравагантным и непредсказуемым персонажем ямайского музыкального мира, заодно – мистиком и доморощенным философом. Они пересоздают группу по принятому в те годы мировому стандарту: теперь это не вокальное трио, а рок-группа классического состава. В группу входит ряд выдающихся ямайских инструменталистов. От ска и рок-стеди группа переходит к рэггей – соответственно изменяется и содержание. Тексты насыщаются иносказаниями и библейскими цитатами.

В 1971 Марли основывает собственную студию Тафф Гонг (Tuff Gong – “Крутой” – от детского прозвища Боба). Его замечает Крис Блэкуелл, основатель фирмы грамзаписи “Айленд”. В 1973 году в Великобритании выходит адаптированный к стандартам рок-музыки альбом “Ухвати огонь” (“Catch a Fire”, 1973). Но мировая слава пришла к Марли только после того, как Эрик Клэптон в 1974 перепел песню Марли “Я пристрелил шерифа” – еще с “блатным” содержанием времен “руд бойз”. “Уэйлерз” в одночасье стали звездами мирового класса.

После выпуска второго британского альбома Burnin’ (1973) оказавшиеся в тени Банни Уэйлер и Питер Тош в 1974 уходят из группы, начав сольную карьеру. Банни утвердил себя как растаман-мистик, а Питер – как политический трибун. Вместо них в 1974 – что придает звучанию «африканский» колорит – в группу вводится на подпевки женское вокальное трио “Три Я”.

3 декабря 1976 на Марли было совершено покушение. Причиной были долги его друга местной мафии, но, поскольку это больше соответствовало образу певца-мессии, оно было воспринято как политическое. От политики – кроме борьбы народов «Третьего мира» за независимость – Марли был далек, считая ее «крысиными гонками», а альтернативу ей видел в духовном перерождении человечества. Редкий эпизод участия Марли в политической акции – концерт «Единая любовь», организованный музыкантами в апреле 1978, чтобы примирить враждующие политические партии. На сцене Марли заставил лидеров двух основных партий Ямайки пожать руки.

С середины 70-х Марли – мировая суперзвезда. Хотя среди ортодоксальных растаманов при жизни Марли главными выразителями духовного послания растафари почитались другие исполнители, мировое признание и неподражаемое иррациональное воздействие вокала Марли сделали его Провидцем и Пророком “культуры растафари”. После смерти он был канонизирован как голос Бога Джа Растафари. Сам стиль рэггей, несмотря на обилие выдающихся исполнителей, в сознании массового слушателя ассоциируется исключительно с Марли.

В “Третьем мире” Марли стал самым любимым певцом, выразителем чаяний всех бедных и угнетенных. Черная молодежь заговорила цитатами из песен Марли. В 1980 Марли был приглашен как главная фигура дать концерт на церемонии провозглашения независимости Зимбабве. На Западе же Марли превращается в кумира интеллектуальной богемы, символ духовной свободы.

Семья Марли, «Уэйлерз», множество забредших случайно музыкантов, растаманов и просто друзей жили в доме-студии «Тафф Гонг» большой коммуной, деля время между ежедневными утренними занятиями спортом, футболом (Боб был страстным футболистом), курением «травы мудрости» с последующими медитациями, религиозно-философскими беседами и музыкой. Марли верил, что музыка рэггей может сделать людей счастливыми, освободив их сознание.

В 1981 году Марли умирает от рака – и становится иконой. На Ямайке Марли практически канонизирован, ему поставлен памятник, создан музей. Римейки и сэмплы песен Марли органично вписываются в любой последующий стиль, а магический голос великого растамана продолжает завораживать и двадцать лет спустя.

«Уэйлерз» работают и поныне как аккомпанирующий состав. Записаться с ними – высшая честь для ведущих звезд рэггей. В 1985 четверо детей Боба и Риты во главе с сыном Зигги (David Marley, род. в 1968) успешно дебютировали как группа “Мэлоди Мэйкерз” (Melody Makers, сама группа была создана еще при жизни и под руководством отца).

ДИСКОГРАФИЯ

Ввиду специфики ямайской музыкальной индустрии, перечислить местные синглы и сборники невозможно – их сотни. После прихода к «Уэйлерз» мировой известности все местные кустарные студии выпустили свои альбомы, собрав старые синглы – их тоже не счесть. Классическим считается список дисков, вышедших на студии “Айленд” и получивших мировую известность (при этом все они параллельно выходили в оригинальном, не адаптированном к восприятию западной аудитории звучании, на Ямайке на студии “Тафф Гонг”):

Catch a Fire (1973)

Burnin’ (1973)

Natty Dread (1974)

Live! (1975)

Rastaman Vibration (1976)

Exodus (1977)

Kaya (1978)

Babilon By Bus (live, 1978)

Survival (1979)

Uprising (1980)

Посмертно были выпущены диски Confrontation (1983) и Legend (1984)

В канонический список также входят:

Soul Rebels (Trojan/Upsetter, 1970)

African Herbsmen (Trojan, 1973)

Rasta Revolution (Trojan, 1974)


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий