Во всем мире реггей уже давно превратился в музыку “для всех”. Это имеет, как плюсы так и минусы. Очевидные положительные моменты – это, то, что песни суперзвезды реггей – покойного Боба Марли, знают во всех уголках земли. У него появились талантливые последователи, создавшие новые формы реггей-музыки, – вдохновленные африканской чувственностью и религиозными песнопениями.

Hапример, легендарный апологет даб-стиля – Mad Professor. Многие музыканты, даже такие, как, скажем, английские пионеры трип-хопа Massive Attack, приемлют взгляды растаманов и отражают это сквозь призму своей музыки.

“Очень часто сейчас происходят открытия в людях, когда человек ясно представляет себя Растаманом. Он отращивает дрэд или хотя бы дрэдинку и слушает только святую музыку регги. Она несёт в себе сокровенное знание и позитивную волну или вибрации. Через некоторое время он говорит: “Я – Растаман”. И неважно: русский он, монгол или якут”.

Что касается минусов, то в угоду непритязательным вкусам музыка реггей иногда опошляется в интерпретации исполнителей далеких от идей растафарианства. Продюсеры, стремясь открыть новую “звезду”, иногда забывают, что реггей – это не просто музыка. Этот стиль питается философией растафари, имеющей глубокие исторические корни уходящие в тридцатые годы ХХ века, когда на Ямайке зародился культ пришедшего к власти в Эфиопии императора Хайле Селассие (он же – рас Тафари). Hесмотря на многолетние гонения, вызванные рядом причин, это учение распространилось по свету благодаря реггей-музыкантам. Вся эта история в подробном изложении займет объем солидной книги, поэтому углубляться в историко-идеологические подробности, мы не будем. Хотя и не мешало бы…

“Мои дреды людей приводят чуть ли не в трепет. Они сразу начинают интересоваться, как я их мою. Да как! Шампунем! Хорошим шампунем. Так получается, что советские люди совершенно не в курсе, что такое растафари и музыка реггей, что такое позитивные вибрации. Когда видят по телевизору косички у африканцев – это нормально. Hо когда я иду в магазин, для меня это проблема”.

В нашей стране, эта солнечная музыка и характерные взгляды на жизнь также имеют место быть. Во многом, благодаря “главному растаману России” – Герберту Джа Моралесу – идеологу и лидеру группы “Джа Дивижн“. Дед Геры с Ямайки. А отец был национальным революционером республики Куба. Он дружил с Фиделем и погиб в Боливии вместе с Эрнестом Че Гевара. Это факт. Мама – из аристократического рода Захарьиных. Прапрадед был знаменитым русским врачом. Он очень много сделал для медицины. Сам Гера, кстати, профессиональный педагог. Эти и другие обстоятельства, плюс любовь к Бобу Марли и музыке реггей спровоцировали появление в конце восьмидесятых группы “Джа Дивижн“.

“Если бы гениальный русский эфиоп А.С. Пушкин услышал регги, он, может быть, не стал стреляться с Дантесом. Дантес был хитёр и в его образе подкрался Фатум. Мы, Джа Дивижн, очень сожалеем, что не оказались рядом.”

За более чем десять лет существования проекта, в группе поиграло очень много музыкантов – начиная от участников “Аквариума” и заканчивая самыми странными и неизвестными персонажами. В последнее время состав относительно сформировавшийся, но всегда открытый к сотрудничеству с сессионными музыкантами. В этом году у “Джа Дивижн” сразу два знаменательных события – первый за всю историю группы релиз альбома “Кубана” (его можно приобрести и в наших музыкальных магазинах) и присоединение к коллективу духовой секции двух тромбонистов – Дмитрия Максимова и его друга и соратника – Руслана. Причем, что самое интересное, эти ребята из Казани. Мистическим образом, познакомившись по дороге с летнего отдыха в Крыму (“Это воля Джа.” – говорит Гера.), музыканты попробовали вместе поиграть и поняли, что будет здорово работать вместе. Вообще, “Джа Дивижн” играют ортодоксальный реггей на живых инструментах, и тромбоны привнесли очень яркую краску в звучание группы. В этом можно было убедиться на первом в Казани концерте “Джа Дивижн“, состоявшемся в октябре в стенах все того же клуба “Станция”, за что ему еще раз спасибо. Восхищение, радость и реальные позитивные вибрации можно было ощутить на этом потрясающем концерте. Возможно, скоро “Джа Дивижн” снова выступят в Казани.

У почти сорокалетнего Геры есть восьмилетний сын Лева, которого Гера часто таскает с собой и старается воспитывать, как истинного растамана. “Я много раз отдавал его в различные детские сады, санатории, но он выходит оттуда, как будто его долго и упорно били чем-то тяжелым по голове. Мне кажется, что он немного тупеет от всего этого. Мне нравится, что он естественно себя ведет и, в то же время, думает о своих поступках. “.

Гера Моралес: “Я думаю, что у растафарианства в России есть будущее. Потому, что сейчас происходит некоторый духовный подъем. С началом нового века, люди начинают понимать, что жить так бездуховно, как мы жили последние десять лет, уже нет смысла. Люди стремятся и будут стремиться к знаниям и духовности. Для растамана в жизни важно быть естественным, уметь восхищаться, любить и жить по человеческим правилам, чтобы по-настоящему ощутить позитивные вибрации. Между Россией, Эфиопией и Ямайкой очень тесные связи. Православие есть в каждой из трёх стран. Все православные праздники отмечаются и в России, и в Эфиопии, и на Ямайке. Так что растафарианство в России очень даже вероятно. Сейчас Вавилон здесь настолько процветает, что бездуховность стала нормой жизни, а доллар, соответственно, – богом. Единственное, что может противостоять Вавилону – это настоящая истинная духовность. А она может проявляться по-разному. Hа наших концертах мы не только создаём всем хорошее настроение и рассказываем интересные вещи, мы формируем нормальную жизнь людям, избавляем их от гнева и ярости.”.

“Мы счастливы, потому что умеем смеяться. Смех присущ человеку, это мессия естественного Возрождения. Смех – это наша философия. Hебо становится спокойным, когда смеётся; и великая тайна всякого могущества – это не что иное, как вечная улыбка.”

Продолжая тему реггей в России, стоит отметить, что у нас эту музыку стали играть в конце семидесятых годов – сначала это был “Карнавал“, чуть позже “Динамик“. Появление “Джа Дивижн” и благославление Геры Моралеса вдохновило молодых музыкантов на создание собственных регги-коллективов. Таких, как питерские “Карибасы“, московские “Остров“, “DUBTV” и множество других. “В августе в московском клубе “Форпост” состоялся реггей-фестиваль. Там выступали все наши группы и было очень приятно, потому что четыре дня подряд все они играли наши песни”.

Василь ДАВЫДОВ
Главный редактор журнала “АФИША”


Нет комментариев, но ты можешь быть первым

Поделиться ссылкой:


Для блога:
Для форума:


Получить комментарии в RSS

Оставьте комментарий